Обновлено 14.03.2022
Кабаев Руслан

Основатель компании Start-Fit.

Все материалы на сайте имеют информационный характер. Перед применением тех или иных рекомендаций проконсультируйтесь с профильным специалистом!


Как научить ребенка первым навыкам чтения


Проходят первые годы младенчества, и ребенок начинает активно изучать окружающий мир. В этот период для родителей приобретает особую важность проведение развивающих занятий со своим малышом, включающих ознакомление его с азами счета и чтения.

Так уж сложилось, что сейчас начальная школа требует от поступающих в первый класс детей знания в полном объеме азбуки и навыков чтения. Таким образом, обязанность первичного обучения возлагается именно на семью. Некоторые родители приглашают для этих целей преподавателей – репетиторов, но большинство пытается решить этот вопрос самостоятельно. Так как же научить ребенка быстро и правильно читать? Чтобы добиться хороших и быстрых результатов в процессе обучения ребенка чтению, независимо от выбранной методики, надо стараться не допускать типичных ошибок по срокам начала занятий, их организации.

Когда можно начинать обучение?

Предметом немалой гордости отдельных мам и пап являются дети, освоившие азбуку и начавшие читать в самом раннем возрасте, 2-3 года. А вот мнение детских психологов и педагогов на это счет чаще негативное. В этом возрасте ребенок должен как можно больше общаться, «социализироваться», учиться построению простейших взаимоотношений с окружающими людьми. На первый план выходит развитие эмоциональной сферы, которое ни в коем случае нельзя искусственно тормозить. Приступать к изучению букв надо только тогда, когда ребенок хорошо уже освоил устную речь, обзавелся достаточно солидным словарным запасом, когда удалось избавится от возможных речевых дефектов.

Раннее обучение приводит к трудностям с абстрактным мышлением, так как простейшие понятия начинают насильно укладываться в строгие регламенты букв и цифр. Восполнить это пробел развития, в отличие от чтения, в более старшем возрасте будет невозможно.

Особенности процесса домашнего обучения

Приступать к регулярным занятиям с ребенком стоит только тогда, когда у него проявится к этому самостоятельный интерес. Обычно интерес к обучению чтению приходится на дошкольный возраст 5-6 лет, в «читающих» семьях, где ребенок постоянно видит родителей с книгами или журналами в руках, это может произойти несколько раньше. Никогда нельзя заставлять в этом возрасте ребёнка учиться насильно, тем более опускаться до угроз, криков, насмешек, демонстративных сомнений в умственной полноценности. Это неизбежно приведет к усилению неуверенности малыша в себе, боязни сделать ошибку, чтобы не нарваться на наказание, и, в конечном итоге, ом может возненавидеть сам процесс чтения, что обязательно скажется на его образовательных успехах в будущем. Занятия не должны быть слишком длительными – при первых признаках утомляемости ребенка, рассеивании внимания, нужно урок завершить, не забыв похвалить за проделанные успехи.

Наибольший эффект дадут игры для обучения чтению, с активным участием ребенка в процессе игры. Возможно, что он в таком случае сам будет подстегивать своих учителей своим стремлением узнать, как можно больше в интересной для себя форме. Если складывается именно так, нельзя отмахиваться от ребенка, ссылаясь на занятость, тем более, не выполнять своих обещаний провести очередное занятие-игру.

С чего начать уроки обучения чтению?

Конечно, начать читать ребенок сможет только при условии знания букв, но процесс изучения азбуки может быть разным. Лучше всего, как полагают многие педагоги, совмещать изучение начертания и произношения буквенных символов с овладением навыками складывания слогов. Сегодня очень просто купить большой красочный плакат или книжку – азбуку, где каждая буква сопровождается рисунком предмета, начинающегося на нее. Как правило, процесс запоминания буквенных символов для ребенка сложностей не представит. Однако, здесь кроется «подводный камень»! Нередко, когда начинается переход к обучению чтению по слогам, стойкие зрительные ассоциации ребенка начинают ему мешать. Прочтение простейшего слова, скажем, КОМ, вынуждает его вспоминать визуальные образы букв: кошка – К, облако – О, мыло – М. Внимание малыша распыляется на несущественные в данном случае мелочи, он начинает путаться, делать простейшие ошибки. Поэтому ассоциативный способ запоминания букв может применяться только на самых ранних этапах. Для перехода к процессу складывания слогов, ребенок должен твердо знать обычные начертания букв, без подсказок.

С ними проще будет создавать первые сочетания – АУ, ИА и т.д. хорошо запоминаются буквы, если рисовать их крупно на листах бумаги и развешивать в детской комнате, постепенно пополняя их запас – ребенок вольно или невольно быстро их освоит.

Первые слоги

Для составления первых слогов ребенку понадобится выучить некоторые согласные буквы. Следует сразу предостеречь родителей – их малышу на этом этапе совершенно необязательно знать, как эти буквы называются в алфавите. Не стоит искусственно создавать путаницу: буква Бэ, Сэ,, Мэ (или, тем более, Эс, Эм) и т.п. — ребенку вполне достаточно знать ее звучание. По мере того, как ребенок усвоил согласную, нужно «присоединять» ее к известным гласным и пытаться прочесть слог. Сначала читает родитель, показывая, как из двух букв, например, С и О, плавно протягивается «СССОО».

Бояться ошибок и недопонимания не надо – обязательно все получится, к ребенку придет осознание этого правила соединения звуков. Сначала повторяя за учителем, а потом и самостоятельно, он вскоре освоит эту премудрость. Буквенный запас малыша постепенно будет пополняться вместе с навыками прочтения слогов. Можно попытаться складывать простейшие слова: добавив к слогу СО звук К, ребенок прочитает уже целое слово, и если ему удастся это и придет осознание успеха – восторгу не будет предела. Понятно, что одними из первых слов, состоящих их двух слогов, станут МАМА и ПАПА. Наращивая запас свой запомненных букв и уяснив принципы словосложения, маленький ученик вскорости свободно будет читать более длинные слова. Конечно, не стоит сразу его напрягать сложными словосочетаниями, буквами Ь и Ъ, трудно произносимыми словами. Все придет со временем, если есть интерес. Не нужно также, сразу заставлять ребенка браться за книжку – процесс прочтения слов – это все же еще не чтение текста, порой он просто не в силах сразу запомнить и понять смысл целого предложения. На это тоже нужны время и практика. Методик обучения, книжек, наглядных пособий и других средств существует великое множество. Некоторые родители предпочитают использовать традиционные, испытанные временем способы, такие как методика обучения чтению Зайцева. Другие осваивают современные возможности, с использованием интерактивных компьютерных программ. Но главные принципы остаются едиными – учить без спешки и нажима, от простого к сложному, сочетая обучение с игрой, используя свои лучшие родительские качества – настойчивость, терпение, внимание к ребенку и любовь к нему.

Общая оценка:
0 / 5
Оцените статью:
Со всеми вопросами обращайтесь в telegram
Отзывы и комментарии
Добавить комментарий
Ваше имя
Ваш e-mail
Ваша оценка:
Ваш комментарий