Ребенок подрастает, учится самостоятельно одеваться и обуваться, и вот наступает момент, когда нужно овладеть навыком завязывания шнурков. Наиболее приемлемым возрастом для начала обучения считается период от 4 до 6 лет. Вообще, развивать мелкую моторику рук, которая ответственна за слаженность движений, необходимо с двухнедельного возраста, для этого следует делать массаж пальчиков. В возрасте двух лет можно давать малышу перебирать под присмотром пуговицы, крупные бусины или крупу. Как правило, дети не особо стремятся учиться завязывать шнурки, поэтому родители должны подходить к данному вопросу осторожно.
Чтобы ребенку было интересно и нескучно учиться завязывать шнурки можно использовать различные игрушки-шнуровки, которые сейчас так популярны. С помощью нее малыш научится продевать ленту в дырочки, завязывать узелки, и со временем овладеет искусством создания бантиков. Такую игрушку можно создать самостоятельно, например, вырезать из картона «кеды», проделать с двух сторон шилом дырочки и красочно разукрасить. А затем просто показать, как продевать шнурок в отверстия разными способами, детям такое развлечение обязательно понравится. А если устроить соревнование, кто быстрее справится, то оторвать малыша от игрушки будет невозможно. Также, в наше время, существуют различные образовательные мультфильмы, которые помогают заинтересовать и мотивировать ребенка учиться новым способностям. Можно посмотреть такой мультик вместе с малышом, а потом предложить ему попробовать повторить увиденное.
Однако, если ребенок не хочет, настаивать не стоит, быть может через несколько дней он передумает или можно использовать другой способ мотивации. Если ребенок с детства проявляет интерес к моде и красивой одежде, возможно, его заинтересует умение завязывать шнурки, если подарить ему классные кроссовки, о которых он всегда мечтал. В таком случае проблем с мотивацией у малыша не возникнет.
Родителям на заметку
Перед тем, как обучать ребенка завязывать шнурки, неплохо было бы и самим вспомнить, как это делается, причем потренироваться, как бы в замедленной съемке. Можно попробовать разбить процесс на несколько этапов, чтобы малышу было легче понять. Кроме того, желательно придумать какую-нибудь интересную историю, например, про ушки зайчиков. Можно подсмотреть идею в фильме «Большой папа» с Адамом Сэндлером. Когда родитель сам готов к обучению, пора начинать занятия с ребенком.
Итак, нужно сесть рядом с ребенком или у него за спиной, чтобы он не учился завязывать шнурки зеркально. Далее следует взять ботинок и положить его носком от себя. Показать несколько раз медленно, по этапам, как надо завязывать шнурки, при этом можно рассказывать забавную историю. Далее предоставить малышу возможность самому потренироваться, себе можно взять другой ботинок и показывать на нем, как завязывать шнурки.
Если процесс застопорился, можно попробовать тренироваться на более крупных объектах, например, на шарфе или поясе от халата. Некоторые детки лучше справляются с толстыми завязками. Когда ребенок научится завязывать банты на «толстых шнурках» можно возвращаться к тонким.
Способы завязывания бантиков
Есть два основных способа завязывания шнурков:
- с двумя петлями
- с одной петлёй.
Лучше всего научить малыша тому способу, которым пользуются родители, чтобы он не запутался. Также можно проверить чадо, какой метод подойдет ему больше, попросив выполнить одно простое упражнение. Пусть поднимет правую руку, а левую уберет за спину. Если он сделает это одновременно, то освоить метод завязывания с одной петлей ему будет не сложно.
- Первый способ с двумя петлями более простой в исполнении, чем с одной, но и развязывается он проще. Для начала нужно завязать простой узел. Затем показать малышу, как формируется петля, то есть сложить пополам каждый конец шнурка и, наконец, завязать петли простым узлом. История про зайчика тут будет в тему.
- Второй способ сложнее для восприятия, зато надежнее. Необходимо сделать петлю из одного конца шнурка, затем обмотать ее вторым концом и вытащить из середины свободный конец, но не до конца, формируя вторую петлю. Можно придумать для этого метода какую-нибудь историю с ловушкой, где петля – это беглец, а свободный конец шнурка – защитник правопорядка.
Главное в тренировках сохранять легкую, веселую атмосферу, и тогда из проблемы завязывание шнурков превратится в приятное времяпрепровождение. И еще раз хочется напомнить, метод пряника в данном случае более эффективен, чем метод кнута, поэтому хвалить и подбадривать ребенка категорически рекомендуется!