Гленн Доман, 1919 г.р. – американский физиотерапевт и нейрохирург, который прожил удивительно долгую и насыщенную жизнь, покинув этот мир только в 2013 году. Мало на свете людей, настолько преданных своему делу. Доман, начиная еще с 40-х годов прошлого века, занимался разработкой метода реабилитации детей с серьезными поражениями центральной нервной системы, заставляя остатки, сохранившего свои функции, мозга расти и развиваться. Это и стало началом революции, длиною в целую жизнь, которое вылилось позднее в создание Института развития человеческого потенциала и методику раннего развития здоровых детей, начиная с рождения.
Философия метода
Читая книги Гленна Домана, невольно заряжаешься энтузиазмом и его верой в то, что любой, самый обычный малыш – гений. Сам автор действительно называл методику революцией, но при этом наделял ее множеством эпитетов: мягкая, тихая, важная, прекрасная. И все приверженцы метода на самом деле чувствовали себя настоящими революционерами. Доман доказал на практике, что мозг способен развиваться только тогда, когда его «нагружают». Чем интенсивней нагрузки, тем эффективней развитие.
Это не значит, что дальше развитие мозга прекращается, но процесс идет уже медленнее. Ранняя двигательная активность, утверждает Доман, наряду с интенсивным обучением, обеспечит высокий уровень интеллектуального развития в будущем.
И в чем же суть?
Г. Доман предложил родителям совсем отказаться от манежа, чтобы ребенок не встречал преград на своем пути познания окружающего мира. Ежедневная динамическая гимнастика чередуется с ползанием по специальным трекам с самых первых дней жизни. Эти требования базируются на принципе – чем выше физическое развитие, тем совершеннее интеллект, в том числе и мышечная память, то есть, двигательный интеллект (по словам автора). Пока идет интенсивный рост мозга, малышу не требуется усилий для познания мира, особой мотивации, ведь он впитывает в себя все, что ему предлагается на данный момент.
Гленн Доман разработал специальные наборы карточек, охватывающие все учебные дисциплины: чтение, математику, естествознание и другие. Карточка имеет строго определенный размер (28*28), включает в себя изображение и его буквенное обозначение – слово. Математические карточки представляют собой беспорядочно расставленные точки, цифры, примеры. К карточкам предъявляются особые требования помимо размера. Изображение размещается на белом поле картона, слова должны иметь высоту не менее 2,5 см. и писаться черным или красным маркером. Наборы карточек Глена Домана можно купить или скачать бесплатно, но, при желании, не сложно сделать самим. Тематические карточки, например «животные», подразделяются на более узкие тематические группы: домашние, лесные, рептилии, породы собак, кошек и так далее. На расстоянии полуметра ребенку на 1 секунду показывается карточка и четко дается понятие, что это такое.
Система Глена Домана
Конечно, происходит все далеко не так, как в школе. Мама усаживается возле малыша поудобнее и с указанного выше расстояния от глаз ребенка показывает ему карточку и достаточно громко говорит: «Сегодня я покажу тебе собак! Это собака – ротвейлер, это собака – колли, это собака – овчарка». Руководствуясь методикой, следует проводить занятие в первой половине дня, показывая за 1 раз не более 10 – 15 карточек. Весь урок займет всего 15 секунд, но таких уроков рекомендуется провести 3 в день с одинаковыми интервалами. Одни и те же изображения нужно демонстрировать в течение 10 дней, заменяя потом другими. Гленн Доман считает, несмотря на заинтересованность ребенка в процессе нельзя нарушать длительность отведенного времени. Лучше отвлечь его игрушкой или разговором. Методика развития детей раннего возраста предполагает систематизировать карточки по принципу от общего к частному. На первых этапах малышу показывают животных, птиц, насекомых, а далее задача усложняется. Например, животные-хищники, животные, обитающие в Африке, насекомые ползающие, насекомые летающие. Обучение чтению базируется на принципе механического запоминания, которое включается в процесс запоминания при многократном повторении.
На математических карточках рисуют количество точек, которое соответствует определенной цифре, а другие действия (сложение, вычитание) не изображается знаками плюса и минуса, а произносится словами. Г. Доман убежден, что при устном счете человек оперирует не количество, а представляет себе зрительно саму цифру, обозначающую данное число. Поэтому, если малышу показывать многократно карточки с цифрами, то они научатся сразу выдавать конкретное количество, не пересчитывая предметы в уме.
Методика Гленна Домана: вундеркинд с пеленок
Изучив сущность методики, возможно, кто-то с азартом возьмется штудировать со своим чадом энциклопедию, а кто-то лишь улыбнется и произнесет: «Не верю». И каждый будет по-своему прав. У каждого, даже самого гениального метода, есть свои преимущества и недостатки. Хорошо, если эта система раннего развития подвигнет некоторых мам с большим вниманием относиться к своему малышу. Ведь только материнская любовь и вера в неповторимость и необычность новорожденной личности сможет взрастить настоящего гения. Встать на сторону революционных преобразований, описанных Гленном Доманом, вовсе не значит сухо впихивать в детскую головку многочисленные факты. Этот аспект метода вызывает больше всего споров. Конечно, занятно, если малыш в 2 – 3 года без труда оперирует совсем не детской информацией. Это, по меньшей мере, заставляет умиляться всех окружающих. Однако, удручает впечатление, что механизм заполнения информацией маленькой головки хоть и предполагает похвалу, но производится в отсутствии игры, которая является неотъемлемой частью детства. Конечно, рациональное зерно есть и очень многое заставляет посмотреть на привычные вещи по-новому. Тем более что практика таких занятий с больными детьми давала потрясающие результаты. Специалисты утверждают, что это происходило еще и потому, что матери отчаянно боролись за жизнь и здоровье своих детей, изготавливая карточки тысячами экземпляров. Да и дети имели ограниченные возможности и привыкали только к такой подаче материала. Думается, что каждая мама должна сама почувствовать, интересно ребенку такое занятие или нет, стоит ли пресекать его желание еще позаниматься или, напротив, оставить в покое, когда это не имеет успеха. Причем методика, которая была актуальна в середине прошлого века в отсутствие интеллектуальных игр для детей, компьютера, сегодня непременно должна приобрести новые формы, позаимствовав передовые мысли автора.
Ведь это займет не более 5 минут в день. И, все-таки, первым делом нужно напитать свое дитя родительской любовью, а потом уже информацией. Поэтому, игра, прогулки, общение, милые сердцу потешки не должны заменяться бесконечным мельканием карточек.