Чтобы малыш раньше научился говорить, разговаривать с ним надо с самого его рождения, говорить с разными интонациями, повышая и понижая голос и громкость речи, комментируя свои действия и называя предметы. Ребенок, даже не осознавая, уже учится говорить, слушая речь. Выделяют несколько этапов развития речи:
1-5 месяц: освоение органов речи
Новорожденный ребенок общается с миром криком, но этот крик – рефлекторный. Ребенок просто выражает свои ощущения: больно, неуютно, голодно… Состоит этот крик из набора похожих на гласные звуков. Если ребенок здоров и бодр, он кричит громко, чисто, на выдохе, причем вдыхает коротко, а выдох делает долгим. Слишком пронзительный или слишком слабый (тихий) крик, всхлипывания вместо крика и полное отсутствие крика – тревожные симптомы, надо сообщить о них патронажной сестре и врачу: так могут проявляться недоразвитие органов речи и патология головного мозга, способная вызвать позже различные нарушения речи.
- С 2-х месяцев малыш начинает агукать, произнося четкие гласные (примитивно гулит). В крике появляются интонации, ребенок явно им сообщает информацию (крик голода отличается от возмущения мокрой пеленкой). Если крик остался однообразным, это может быть симптомом патологии развития мозга.
- С 3-х месяцев в норме ребенок почти перестает кряхтеть, начинает активно гулить, воспроизводя цепочки гласных, общаясь, когда с ним разговаривают. Он гулит и один, но со взрослыми ему явно интереснее – он понял, что звуки нужны для общения. Гуление – это тренировка голоса, дыхания, движений языка, развитие слуховой памяти. Многие дети начинают смеяться от радости
- С 4-х месяцев здоровый ребенок помощью смеха выражает свои эмоции, отношение к «собеседнику» и событиям, своим ощущениям. Чем чаще с ним говорить, тем активнее он будет развивать речь и навыки общения, то есть мозг, тем умнее будет впоследствии. Пойте ему и с ним вместе цепочки звуков, играйте в звуковые повторы.
- С 5-ти месяцев ребенок осваивает лепет. Язык уже может активнее двигаться, и ребенок получает возможность, артикулируя, произносить согласные «б», «п», «л», «м», которые произносятся при помощи губ и языка. Дети разных национальностей произносят одинаковые звуки – неважно, на каком языке говорят с ними и на каком позже будут говорить они. Глухие дети не могут освоить лепет, и перестают произносить те звуки, которые были почти непроизвольными. Нужно начинать лечение. Если с такими малышами не заниматься дополнительно, они позже будут учиться говорить с бОльшим трудом. Важно развивать движения языка, можно учить «дразниться», облизывать ложку, дуть.
6-12 месяц: освоение навыков произношения
От 6-ти до 12-ти месяцев ребенок тренируется повторять слоги (БА-МА-ПА), комбинировать гласные и согласные, подолгу повторяет один слог, комбинирует слоги, учится контролировать произношение звуков и звукосочетаний, играет со звуками, тренирует рече-слуховой аппарат. После прорезывания зубов появляются звуки: «г», «к», «д», «т». Активно общается, вслушивается в разговор, «отвечает», голосом, а не криком, пытается привлечь внимание. Важно разговаривать с ним, поощрять, повторять звуки, пропевать слоги и показывать, как из двух слогов составить слово, показывая ему правильное произношение. Играть в звуки около зеркала, чтобы ребенок видел свою и мамину мимику и артикуляцию, учить надувать щёки и дуть, сложив губы трубочкой, сдувая мелкие вещицы или вращая пропеллер. Важны пальчиковые игры и рисование: развитие мелкой моторики напрямую стимулирует развитие речевых центров.
От 1 года: освоение разговорной речи
Во сколько дети начинают говорить? Большинство детей в год уже начинает говорить, переходя от простого повторения слогов к первым лепетным словам, или изобретать «свой язык», то есть псевдослова детского языка без определенного значения, но используемые для игры и общения. Интересно, что дети-трехлетки прекрасно понимают лепет младших детей и «переводят» их речь родителям. Нужно говорить с ребенком почти постоянно, именно сейчас закладывается правильная речь, формируется основной запас слов в памяти. В год словарный запас ребенка составляет всего 7-15 слов, это простые слова из одного или двух почти одинаковых слогов «папа», «на», «мама», «дай». Основные звуки — «а», «у», «и», «м», «н», «п», «б», «т», «д», «к», «г». Если какие-то звуки ребенок не может произносить, это нестрашно.
Формирование речи зависит исключительно от общения со взрослым – если с ребенком мало говорить, не называть предметы и действия, не побуждать его говорить самому, он начнет говорить позже других детей. Например, читая сказку про котенка, можно просить договорить фразу (кто говорит…. мяу?)… Иногда дети ленятся говорить, потому что сам малыш уже понимает взрослых, а взрослые понимают его «слова-предложения», имеющие разный смысл по ситуации (слово «пить» обозначант чашку и просьбу дать попить).
С полутора лет появляются предложения из 2 слов: «хочу пать» – «хочу спать», ребенок осваивает произношение еще около 50 слов, но строятся фразы неправильно, в «телеграфном стиле» без предлогов, союзов. Можно играть в цепочки гласных и слоги, повторяя согласный звук с одной или разными гласными, учить использовать союзы, произносить гласные длинными звуками и короткими, петь гласные и слоги.
Что должен знать малыш в 2 года?
Двухлетний ребенок может произносить 250—300 слов, это глаголы и названия окружающих предметов. Прилагательных пока мало, но постепенно ребенок учится замечать и называть различия в цвете, фактуре. Гласные «а», «у»,«о», «и» произносит правильно, звуки «ы», «э» искажает («диня» вместо «дыня»). Сложные в артикуляции звуки дети подменяют простыми, смягчают твердые «д», «т», «с» и «з», почти всегда игнорируют «ш», «ж», «л», «р» («йыба» вместо «рыба»).
Голос и дыхание еще недостаточно развиты, но ребенок уже пытается интонировать речь, окрашивать её, говорить «страшно» или «весело», лучше понимает речь.
Какие слова произносит ребенок в возрасте 3х лет?
К трем годам запас слов вырастает до 1000, ребенок лучше осваивает произношение, пользуется прилагательными. Ни в коем случае ельзя запрещать гримасничать, наоборот, надо поощрять эту игру, особенно перед зеркалом. Трехлетний ребенок активнее общается, начинает понимать и формулировать по образцу простые вопросы, способен выполнять задания по словесной инструкции, придумывать рассказ по картинкам, любит слушать сказки. Фразы не всегда правильно построены, но ребенок настоящее, будущее и прошедшее время вполне различает, может запоминать события и рассказывать о них, может в общих чертах пересказать сказку. Постепенно в речи появляются предлоги и местоимения. Однако причастий и деепричастий пока нет, а числительных мало (обычно дети этого возраста используют понятия «один-много»). Собирательных существительных (одежда, звери, мебель) почти нет, преобладают слова-названия (платье, брюки, шапка, кошка, воробей, стул, стол). Упрощенные, лепетные и псевдослова выходят из употребления, но при этом идет процесс нового словотворчества, которое говорит, что ребенок начал активно обращать внимание на структуру речи окружающих, начал анализировать язык и искать пути преодолеть речевую изоляцию.
Когда он не может или не знает как выразить свои мысли, особенно если есть трудности с произношением и он вынужден придумывать подходящие варианты произношения слов. Можно рассматривать картинки, предлагая описывать их (Мальчик сидит. И я сижу. И мама сидит). По-прежнему трудны звуки «р», «л», «с», «з», «ш», «ж», трудно говорить шепотом, голос недостаточно сильный, заменяются или игнорируются звуки, но речь становится выразительной, развивается мышление, внимание, воображение, фантазия и память. Увеличивается число и сложность игр, дети начинают комментировать игру и действия, как когда-то взрослые «проговаривали» свои действия для него. Теперь он проговаривает их для себя и родителей. Малыш выступает инициатором общения с родными и незнакомыми людьми, разговорчив, любопытен, но выслушивать ответы ему скучно. Время «вопрос-ответ» – очень важный период для развития речи, памяти, логического мышления.
Словарный запас ребенка в 4 года
Четырехлетний малыш с подсказками и вопросами может рассказать о событиях своего дня – сбивчиво, с поиском слов, но все же понятно. К четырем годам словарь ребенка включает порядка 2000 слов. В его речи есть существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги и даже служебные слова. Однако еще нет абстрактного мышления и обобщающих понятий (малыш не сможет назвать одним словом березу и ель). Фразы состоят из четырех и более слов но не всегда правильно построены. Сохраняются трудности произношения «р» и «л», свистящих и шипящих («с» может заменяться на «ш»), но реже теряются слоги и звуки, хотя в многосложных словах иногда дети могут пропустить или поменять местами звук или слог. Очень важны игры пальчиковые, звуковые с повторами и действиями при узнавании слов, игры с выдуванием мыльных пузырей и мимические игры. Развивает артикуляцию и любимое детьми питьё напитков через трубочку.
Речь малыша в 5 лет
В пять лет речь разнообразна и красочна, фраза из 5 и более слов, грамотная, согласованная. Ошибок намного меньше, чем раньше, много прилагательных, а интонации очень богаты. В словаре до 3000 слов, причем есть и обобщающие понятия, и умение обобщать. Ребенок узнает звук в слове, повторяет его, может подбирать слова на любой заданный звук, то есть осознанно работает с речью. Мимика богата. Артикуляционный аппарат уже должен быть достаточно развит, как и речевое дыхание, но ребенок еще смешивает сложные звуки («с», «ш», «ж», «з», «р», «л» «ц», «ч»). Иногда это проблема речевого аппарата, иногда ребенок плохо различает звуки на слух.
Как правило, коррекцию речи специальными упражнениями начинают в возрасте 5 или 6 лет.
Что должен уметь 6-ти летний ребенок?
Шестилетний ребенок может вполне ясно формулировать свою мысль, выделять и анализировать признаки предметов, внимательно слушает и полно отвечает на вопрос, может составить короткий, но связный рассказ, умеет выразить эмоции и отношение к предмету речи, владеет монологом, у него хорошая память. Сохраняющиеся грамматические ошибки в речи в этот период говорят о проблемах формирования речи, возможно о проблемах в развития мозга, обязательно потребуется обращение к логопеду. Некоторые малыши только к шести годам научаются произносить свистящие, шипящие, «л» и «р», но лучше помочь им занятиями со специалистом. Сохраняясь, ошибки произношения могут спровоцировать в дальнейшем проблемы в освоении письменной речи в школе. Словарь может включать 4000—4500 слов, до 10 слов во фразе. Обычно ребенок «проглатывает» слова, звуки и слоги, только если волнуется. Смена зубов и формирование неправильного прикуса может вызвать проблемы с дикцией, их не стоит пугаться, но принять меры необходимо.
В заключении
Все детки развиваются индивидуально, поэтому не стоит слепо ориентироваться на «возрастные нормы» или на то, когда заговорил ребенок у подруги. Иногда стеснительные «молчуны» начинают говорить сразу предложениями, накопив необходимый, по их мнению, запас слов и опыт. Но и не обращать внимание на опасные моменты нельзя. Особенно важно следить за развитием ребенка на первом этапе, то есть в первые полгода жизни, постоянно говорить с ним, рассказывать ему сказки, описывать комнату и предметы – неважно, что он пока еще ничего не понимает. Главное, что он слушает и общается, как может. Если ребенок не реагирует на речь или реагирует неправильно, нельзя тянуть с обращением к врачу.
Говорить, даже если он не выговаривает половину звуков и стесняется этого – и тогда он станет увереннее в себе, быстрее научится владеть мимическими мышцами и артикуляционным аппаратом. Пение линеек гласных или детских песенок разовьёт дыхание, речевой слух и научит лучше артикулировать, рисование и пальчиковые игры будут развивать речевой центр мозга. Говорить предложениями без ошибок поможет частое совместное чтение вслух и обсуждение сказок. Сама по себе нечетко артикулируемая речь не страшна до 5-6 лет: если ребенок владеет большим запасом слов и нормально для своего возраста строит предложения, значит мозг развивается нормально.
Четкая артикуляция при слишком малом для возраста запасе слов и бедной конструкции предложений – повод обеспокоиться. Важно помнить, что дети рождаются с незрелым мозгом, он развивается в первый год жизни очень активно, потом чуть медленнее, но к 6 годам развит уже до 80{e0d51d7233b9c97ba3953d741db586d2de0577dbe38ab22f0e2469fd4b2342e4} возможностей взрослого человека. Если с ребенком занимаются, а проблема выявлена рано и лечение начали вовремя, её почти всегда можно полностью исправить. И наоборот, каждый упущенный в детстве день догнать потом невозможно. Если общение ребенка и родителей с самого начала стало веселым и интересным занятием для каждого из них, ребенок заговорит быстрее ровесников и раньше освоит грамотную речь.