В этом году сообщество Монтессори-педагогов отмечает 95 лет применения метода Монтессори в России. В 1918 году в Петрограде известный русский педагог Юлия Ивановна Фаусек, после месячной стажировки в Риме , открыла первый экспериментальный детсад на 200 детей. > С тех пор сотни тысяч воспитанников «Домов детей» во всем мире с благодарностью вспоминают о системе обучения, изменившей их судьбу. Взгляды итальянского педагога-ученого Марии Монтессори и ее подходы к развитию ребенка оказали огромное влияние на дошкольное образование во всем мире. Не случайно ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию. Талантливому психологу принадлежат открытия связи мелкой моторики с развитием речи и мышления у детей, сензитивных (благоприятных) периодов детства, не говоря уже о том, что многие из современных развивающих игрушек основаны на материалах Монтессори: сортеры, вкладыши, развивающие коврики.
О методе Монтессори
Что же делает этот метод таким популярным и эффективным? Это не просто метод воспитания, а образ жизни, который ребенок усваивает с рождения, а не с момента появления в группе. Он основан на глубоком понимании процессов того, как дети познают и развиваются. Основная идея – вера в уникальность каждого ребенка с собственным планом, своим темпом и способами освоения мира. А возможностей у ребенка из группы Монтессори множество! Для него создана специальная стимулирующая тактильная среда в пяти зонах развития:
- Зона практической жизни для формирования бытовых навыков. Упражнения, связанные с переливанием-пересыпанием-сортировкой развивают координацию рук, навыки самообслуживания без участия взрослых.
- Зона сенсорного развития, где ребенок развивает свое понимание мира при помощи разных органов чувств (осязания, обоняния, слуха). Учится определять цвета, форму, величину, температуру, вес предметов.
- Математическая зона помогает в освоении математических операций при помощи продуманного дидактического материала: бусинка -единица, 10 бусинок на штырьке — десяток, квадратик – сотня, кубик – тысяча.
- Языковая (зона развития речи) формирует навыки чтения и письма, материалы для тренировки памяти, внимания, мышления.
- Космическая зона(естественнонаучного воспитания) дает ребенку понимание окружающего мира, предметных связей, основы истории и культуры.
Эти 5 классических зон современные Монтессори-педагоги дополняют новыми зонами развития:
- Творческая зона предлагает материалы для рисования, лепки, аппликации и другого вида творчества.
- Двигательная зона – место, где можно отдохнуть: на качелях, на батутах, на дорожках, лестнице. Упражнения помогают почувствовать свое тело и осознать свои возможности.
Девиз метода: «Помоги мне сделать это самому». С помощью специальных материалов с возможностью самоконтроля ребенок учится на своих ошибках без участия взрослых.
Задача Монтессори-педагога – понять, что сейчас малыша интересует, создать условия для такого обучения и показать, что можно в этих условиях сделать. «Не тяни из земли траву!» — это мысль точно характеризует метод Монтессори.
Как занимаются дети в группах Монтессори.
Классический вариант системы предполагает занятия с трех до шести лет. В некоторых студиях есть группы для малышей с 18 месяцев. Такие занятия проще, их темп медленней, чем у ребят постарше и у малыша есть время и пространство, которое ему требуется, чтобы научиться выполнять задание самостоятельно. И скоро вопрос «что это?» превращается во «что я могу с этим сделать?». Группа в саду разновозрастная до 15 человек. Мария Монтессори отмечала, что друг друга дети учат лучше, чем взрослые. Но групповым занятиям уделяют минут 20, в основном – свободная индивидуальная работа с подготовленными предметами. Пространство разделено на зоны и заполнено развивающими материалами, продуманными до мелочей. Для каждой зоны своя задача: научить ребенка одеваться, мыть, чистить, пересыпать-переливать, считать, вырезать, рисовать. Дети учатся удерживать внимание, развивают моторику. Играя с разными предметами, по методике Монтессори дети изучают размеры, форму, цвет. На полу есть овальная линия для развития координации и внимания. Ребенок сам выбирает для себя зону, материал и компанию. Может работать сам, в своем темпе. Сначала они занимаются в основном сенсорикой – базой для дальнейшего развития и практическими упражнениями: переливанием, пересыпанием, мытьем рук, посуды, стиркой, глажением, застегиванием пуговиц, молний, кнопок. Цель этих упражнений: развитие моторики, координации, самостоятельности; выполнение операций в определенной последовательности. К четырем годам пробуждается интерес к чтению и математике. Метод Монтессори не предполагает соревнований: ребенка сравнивают только с ним самим без особого акцента на поощрения-наказания.
Занятия продолжаются 1,5-2 часа (в зависимости от возраста и желания ребенка). Свободное воспитание не предполагает хаос: особое внимание уделяется поддержанию порядка. М. Монтессори считала, что порядок – нормальное явление для ребенка, но он не всегда умеет его организовывать. С первых дней в группе надо усвоить одно правило: «Взял, поработал – положи на место!» Педагог следит, чтобы ребенок не потерял интерес в случае неудач. Увлеченность взрослого передается детям, помогая создать уникальную атмосферу группы Монтессори. Оригинальность метода Монтессори — в поддержании врожденной способности ребенка познавать. Поддерживая это чувство, педагог формирует личность, уверенную в своих силах. «Для учителя главный признак успеха, когда дети работают так, как будто меня вовсе нет»,- отмечала Мария Монтессори.
Как устроить в домашних условиях среду по Монтесори
К сожалению, не у всех есть возможность посещать с ребенком подобные группы, но что мешает нам создать подготовленную среду дома, ведь влияние семьи неоценимо. Прежде всего, продумаем удобную по росту и весу для ребенка мебель: стол, стульчик, полки – все должно быть доступно в любой момент, включая веник и тряпку. Ведь теперь наш ребенок – активный участник домашних дел. Чтобы организовать все зоны по всем правилам нам понадобятся 1500 специальных дидактичеких материалов и 100 кв. м площади. Такое под силу только специализированному центру. Мы ограничимся минимальными вложениями и приготовлениями, и расскажем какие игрушки и монтессори материалы можно сделать своими руками. Но некоторые правила все же соблюдать нужно:
- Презентация (показ) – дело ответственное. Используйте минимум времени, слов, движений. Говорите по существу, объясняйте с энтузиазмом, чтобы ребенку хотелось самому делать открытия.
- Не вмешивайтесь в процесс, даже если по вашему мнению малыш ошибается. Дайте ему возможность закончить самому.
- Ребенок сам выбирает время, место,продолжительность работы с материалами. Малыш делает не то, что хочет, а то, к чему готов.
- Не забывайте о дисциплине. Приучать к порядку («закончил – положи на место») надо с первого дня.
- Если на одно упражнение претендуют два ребенка, учите их договариваться.
- Ребенок должен работать с удовольствием, если у него сегодня нет настроения – не настаивайте.
Как зонировать дом по Монтессори? Зона практической жизни – весь дом. Приучайте ребенка к самообслуживанию, привлекайте к домашним делам. Крючки для одежды, полотенец, полки, зеркало – все должно быть доступно. Сенсорная зона развивает органы чувств. Кроме возможности контактировать с любыми предметами для изучения их свойств, здесь можно расположить музыкальные и шумовые инструменты, развивающие коврики, мешочки с наполнителями. Языковая зона подходит для детской библиотечки. У Монтессори есть такой дидактический материал: вырезанные из бархатной бумаги буквы. Обводя, ребенок запоминает очертания. Можно и кубики Зайцева. Математическая зона: пирамидки, матрешки, рамки-вкладыши, игры-вставлялки. Все, что учит считать сравнивать форму, размер, количество. Естественнонаучная подходит для изучения домашних растений и животных, а также лото «Листья деревьев», часы, календарь. Кроме классических пяти можете добавить на свое усмотрение спорт, музыку, творчество, иностранные языки – все, что считаете нужным для развития ребенка.
Создать развивающую среду не так уж сложно.
Монтессори-материалы.
Метод Монтессори позволяет познавать мир в практической деятельности. Ребенок испытывает радость потому, что делает то, что хочет делать. Помогают ему в этом специально разработанные Монтессори-материалы. Они привлекательны, просты в применении, соответствуют возрасту ребенка. Изготовлены из экологически чистых продуктов (дерево, натуральные ткани) и гипоаллергенных красителей. Они просты, приспособлены для малышей, красочные. Например, розовая башня, коричневая лестница, яркие геометрические тела, красные штанги. Каждая направлена на изучение конкретной функции. В домашних условиях вовсе необязательно разоряться на дорогие наглядные пособия. Многое можно изготовить самому. Материалы для ребенка до года Годовалому ребенку нужно разнообразие сенсорных ощущений. Игрушки нужны простые, но функциональные:
- Мешочки разной расцветки и фактуры, наполненные крупой, пенопластом, камешками. Удобные для детской ручки (вес, размер, безопасность).
- Баночки-коробочки плотно закрывающиеся, разные по виду, с всевозможными наполнителями (крупа, песок, камешки) для создания звукового разнообразия.
- Разнообразные мелкие предметы (бусинки и т.п.), которые ребенок будет изучать, захватывая тремя пальчиками под вашим наблюдением. Нервные окончания на кончиках пальцев связаны с корой головного мозга: чем более точную работу может выполнять малыш, тем лучше развивается речь и мышление.
Материалы для ребенка 1 – 2 лет Ребенок старше года – полтора способен подражать взрослым, концентрироваться на процессе и даже завершать несложный цикл. Подойдут:
- Сундучок с секретами (в коробочках различные сюрпризы, которые ребенок сам находит, развивая пальцы и свой интерес).
- Любые небольшие пластиковые игрушки животных или кукол с отверстием во рту, (их можно кормить горохом, бусинками). Тренирует руку, глазомер, внимание, терпение.
- Сенсорный тазик (с песком или крупами и спрятанными в глубине мелкими предметами). Для начала – на кухне. И уборку не забудьте организовать.
- Резка ножницами (сначала – двумя руками).
- Пальчиковые краски (если ребенок чистюля, можно приготовить поролоновые полоски).
- Пластилин или соленое тесто.
- Аппликации, распечатанные или нарисованные. Детали для наклеивания приготовить заранее.
Материалы для ребенка 2-3 лет После двух лет ребенок более самостоятелен. Тянется к ровесникам, нравится учиться у других. Способен к творчеству. Ему доступны:
- Конструирование (камешки, брусочки, ткань, солома, ленточки).
- Разрезанные картинки (сначала пополам, потом можно увеличить и количество частей, и картинок). Но это еще не пазлы.
- Предметы по группам (цвет, размер, форма, количество) учат систематизировать, тренируют мышление. Например, цветные карточки от светлого к темному.
Упражнения для занятий
Эти упражнения можно предлагать детям с двух лет. Они прекрасно развивают мелкие мышцы рук, аккуратность, уверенность в своих силах; приучают к самообслуживанию, учат доводить начатое до конца; развивают зрительную и моторную координацию, сноровку; знакомя с предметами разной формы, развивают тактильные ощущения. 1. Приготовьте две небольшие миски. В одну насыпьте крупу. Ложкой ребенок будет пересыпать крупу в соседнюю миску. Подстрахуйте упражнение подносом или пылесосом. 2. Приготовьте густое пресное соленое тесто, пригодное для лепки. Покажите, как делать овощи, фрукты. Можно научить пользоваться ножом (из детской посуды), нарезая овощи для салата. 3. Приготовьте два кувшина и таз. Покажите, как переливать воду. Уборку делаем тоже вместе. Позже можно доверить ребенку налить себе молока. 4. Вырезать из красной бумаги большую божью коровку и несколько черных горошин. Ребенок сам наклеивает горошины подходящим клеем. 5. Возьмите небольшую банку с крышкой, проделайте в ней отверстие чуть меньше тех предметов, с которыми будете работать. Дайте ребенку горсть фасоли (или другой, подходящей по размеру крупы) и пусть он проталкивает их в банку. Можно таким же образом кормить полую пластмассовую игрушку, проделав ей отверстие в зоне рта. Дети постарше могут сортировать два-три сорта крупы. 6. Нарисуйте контур кота (схематично). Полоски ребенок рисует сам. Можно разных цветов. Корректировать его попытки не нужно. Просто пару раз покажите движение, взяв его руку в свою. Можно полоски наклеивать, как в предыдущем варианте.
7. В миску с водой капнуть шампунь и показать венчиком как «взбивать крем для торта». Следить за руками: левая придерживает миску, правая по кругу взбивает. 8. Поставить мелкую тарелку с водой на глубокую. Положить в воду несколько плавающих предметов. Ребенок ложкой (ситечком для чая) вылавливает предметы и складывает на край большой тарелки. 9. Между стульями повесить на веревке несколько скрепок. Закрепить на каждой пластилиновые ягоды. Ребенок собирает ягоды, придерживая одной рукой скрепку и захватывая тремя пальцами другой. 10. Доверяйте ребенку бьющуюся посуду, поручив помочь накрыть на стол или вымыть тарелки. На этом этапе важен не результат, а положительный опыт. 11. Расстелите на полу газету и щеткой удалите грязь с ботинок. Держа ботинок в левой руке, правой наносите крем. Покажите ребенку, как полировать ботинок и предоставьте возможность самому закончить второй. 12. Приготовьте контейнер с 4-6 бутылочками разного размера и крышки к ним. Медленно открутите и закройте крышку. Потом перемешайте крышечки и помогите ребенку подобрать подходящую и закрутить. 13. Приготовьте кусочки ткани разной текстуры (шерсть, шелк, хлопок…). Дайте ребенку потрогать и попросите найти пару, ощупывая руками. Когда малыш освоится, можно добавить еще материал. Более сложный вариант – выполнить упражнение с завязанными глазами. 14. Приготовить мешочек со знакомыми малышу предметами (соска, расческа…). Ребенок с завязанными глазами достает по одному предмету, определяя его на ощупь. Уровень сложности можно повысить, отобрав предметы на букву, которую недавно выучили. 15. Закрепите на одежде ребенка несколько прищепок и предложите их найти и снять. Можно их пересчитывать, называть цвет. И напоследок о технике безопасности. При всей самостоятельности, вы постоянно за ребенком наблюдаете, предупреждая попадание в рот нежелательных мелких предметов и т.п. способы познания мира. Вот небольшой список упражнений в рамках методики. Если вы настроены уделять время ребенку и совместному творчеству, фантазия подскажет новые варианты, да и литературы для родителей на эту тему сейчас достаточно.
Резюме
1. Ребенок сам себе учитель. Ему предоставлена полная свобода действий. Педагог позволяет ребенку раскрыться самому. 2. Принцип свободы выбора согласно собственным потребностям. Параллельный принцип – дисциплины. Но свобода по методике – это не хаос и вседозволенность. В любом случае это правила, которые регулируют жизнь ребенка. 3. Занятия происходят в специальной среде – зоне со специальным оборудованием. 4. Ребенка надо заинтересовать и радость от познания нового обеспечит результат. 5. «Не идите против природы человека, а наоборот, следуйте ей, помогая ребенку стать самим собой» М. Монтессори.