Обновлено 14.03.2022
Кабаев Руслан

Основатель компании Start-Fit.

Все материалы на сайте имеют информационный характер. Перед применением тех или иных рекомендаций проконсультируйтесь с профильным специалистом!


Педагогическая система Марии Монтессори


Педагогическая система Марии Монтессори в наше время одна из самых популярных и востребованных методик раннего развития детей. Данная система помогает развивать у детей одновременно свободу и дисциплинированность.>

История зарождения педагогической системы Марии Монтессори

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года, она была первой женщиной врачом в Италии. В 1896 году Мария работала детским врачом в клинике, там она заметила умственно отсталых деток, которые бесцельно бродили по коридорам и не проявляли никакой заинтересованности. Наблюдая за ними, Мария поняла, что эти дети в свое время не получили стимулов к развитию. Им необходимо создать специальную развивающую обстановку, в которой у них сможет проявиться интерес к познанию мира. Тогда Мария решила изучить психологию и педагогику и попыталась придумать собственные методы воспитания и развития детей. 6 января 1907 года в Риме Мария открыла «Дом ребенка», где начала применять свою новую систему по развитию ребенка. Занятия в этой школе проводились с умственно отсталыми детьми. Методом проб и ошибок Монтессори разработала сенсорные материалы, которые вызывали у детей интерес к знаниям. Методика, основанная на принципах саморазвития и использования особых упражнений и заданий, позволила умственно отсталым детям успешно обучаться.

Начиная с 1909 года, педагогическая система Монтессори начала завоевывать мир, в 1913 году она добралась и до России. В 1914 году детские сады Монтессори стали открываться во многих русских городах. Однако через 10 лет большевики запретили эти сады. Возрождение интереса к педагогике Монтессори приходится в России на 90-е годы 20 века.

В чем суть педагогики Монтессори?

Главная особенность системы Монтессори в том, что ребенок с самого рождения рассматривается как уникальная личность. Поэтому необходимо создать для него особые условия, специальную среду, в которой он сможет самостоятельно развиваться, и познавать мир. Если же ребенку понадобится помощь, он обязательно ее получит от взрослых. Однако метод направлен именно на самостоятельность и автономность обучения малыша. В системе отсутствуют единые требования и программы обучения. Основное внимание уделяется развитию чувств, мелкой моторики и воспитанию самостоятельности. Каждый малыш занимается исключительно тем, чем хочет, в том порядке, в каком ему удобно.

Ребенку не нужно ни с кем соревноваться, благодаря чему растет его уверенность в себе и знания лучше усваиваются. Основной принцип педагогической системы Марии Монтессори звучит следующим образом: «Помоги мне сделать это самому!». То есть взрослые должны создать для малыша оптимальную среду, не навязываясь, научить ею пользоваться и дать возможность заниматься тем, что ему интересно в данный момент. Действуя таким образом, взрослые помогают детям раскрыть свои природные задатки и найти индивидуальный путь развития. Одним из важнейших отличий детского мира от мира взрослых является наличие сенситивных периодов, когда дети более восприимчивы к познанию и восприятию мира.

В разные сенситивные периоды развиваются определенные участки мозга, следовательно, в это время нужно создать особые условия для ребенка, чтобы они способствовали раскрытию навыков, связанных именно с данным участком. К примеру, у ребенка от рождения и до 6 лет наблюдаются периоды, когда он легче и естественнее учится определенным вещам:

  • от рождения до 3 лет детки лучше воспринимают порядок и активно взаимодействуют со взрослыми;
  • от 1,5 до 2,5 лет дети учатся восприятию маленьких предметов
  • от года до 4-5 лет наступает период развития движений
  • до 5,5 лет наиболее сильно идет сенсорное развитие;
  • до 6 лет активно развивается речь;
  • социальные навыки возникают и формируются с 2,5 и до 6 лет, в это время дети определяют для себя модель будущего поведения в обществе.

Шесть сенситивных периодов развития детей – это не возрастная периодизация детства, а как бы деление на стадии, когда у детей идет активное формирование поведения, мышления, движения, речи и осознания себя. Процесс же развития детской личности в целом по Монтессори происходит в 4 этапа:

  • 1. 0—6 лет – первая стадия детства;
  • 2. 6—12 лет – вторая стадия детства;
  • 3. 12—18 лет – юность;
  • 4. 18—24 года – взросление.

Первый этап является важнейшим, потому что именно до 6 лет формируется личность ребенка, в это время ребенок как бы впитывает в себя окружающую среду, делая ее частью собственной личности.

Какие задачи у взрослых в рамках системы Монтессори

Несмотря на то, что система Монтессори направлена на самостоятельное развитие детей и взрослые должны оказывать минимальную помощь, их роль в действительности огромна. На основе собственного опыта и интуиции взрослые должны подобрать для занятий эффективный дидактический материал и создать развивающую среду. Необходимо научиться не мешать ребенку осваивать мир, не передавать ему свои шаблоны и взгляды, а помочь собрать, систематизировать и проанализировать свои знания. Наблюдая за действиями ребенка, педагог или родитель должен определить его склонности и предоставить малышу различные по сложности задания с дидактическим материалом, который он выберет самостоятельно. Кроме того, необходимо находиться на одном уровне с ребенком, то есть желательно сидеть на полу или на корточках.

Когда ребенок выберет интересующий его дидактический материал, взрослый должен заинтересовать его им, показать, как справиться с заданием. Однако нельзя навязывать ребенку определенный шаблон поведения, желательно говорить меньше и по делу. Затем необходимо предоставить малышу возможность играть самостоятельно, чтобы он учился использовать материал новыми способами, а не только, как ему показали. В процессе такой активности ребенок делает для себя великие открытия, творит. Поэтому очень важно не сбивать его и не делать замечания, когда он ошибется, иначе можно сбить ребенка с толку и он сойдет с нужного направления.

Создание развивающей среды

Важнейшим элементом системы Монтессори является подготовленная среда. Специальные условия, созданные для развития ребенка, помогают малышу постепенно освобождаться от влияния взрослых. Поэтому окружение должно соответствовать данным целям. То есть оборудование в школе или доме ребенка должно быть пропорциональным, соответствовать росту малыша. Детям необходимо предоставить возможность выбирать место для занятий, самостоятельно двигать предметы, расставлять стульчики и столы по своему усмотрению. Также рекомендуется использовать хрупкие материалы, чтобы ребенок учился обращаться с ними бережно и ценил. Дидактические материалы должны находиться в свободном доступе и не высоко, примерно на уровне глаз. Это нужно для того, чтобы призвать малыша к действию.

Существует определенная логика построения развивающей среды по системе Монтессори. Пространство делится на 5 зон:

  • 1) Зона повседневной жизни. Здесь располагаются материалы, которые учат ребенка следить за собой, то, что нужно каждый день.
  • 2) В зоне сенсорного воспитания находятся материалы для развития органов чувств. Здесь малыш учиться определять размеры, формы, величины и т.д.
  • 3) Математическая зона предназначена для изучения цифр, порядкового счета, состава чисел и других операций с ними.
  • 4) В зоне родного языка ребенок знакомится с буквами, фонетикой, расширяет словарный запас, разбирает состав слов и их написание.
  • 5) Зона Космоса знакомит детей с окружающим миром и местом человека в нем, тут осваиваются основы физики, биологии, химии и т.д.

Назначение дидактических материалов

По методике Монтессори развитие детей происходит во время игры с предметами, дети учатся, играя. Причем предметами для игры становятся любые вещи, будь то кружка, салфетка, или тазик, крупа, сито. Конечно же, существуют и специальные дидактические монтессори-материалы, например, Коричневая лестница, Розовая башня или формочки вкладыши. Мария Монтессори с особой тщательностью разрабатывала пособия для обучения и развития детей в самых разнообразных направлениях. Все упражнения с материалами имеют две цели:

  • 1. Прямая – способствует развитию ребенка в настоящем. Например, малыш учится самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы.
  • 2. Косвенная – направлена на перспективу. То есть развивается, к примеру, координация движений, ребенок становится более самостоятельным (в том же одевании) и т.п.

Монтессори-материалы изготовлены таким образом, чтобы ребенок мог сам увидеть ошибку и исправить ее, это сделано для минимизации вмешательства взрослого в процесс развития малыша.

Однако у системы Монтессори есть и недостатки, главный из которых – пренебрежение творческими способностями малыша. Согласно педагогике Марии Монтессори творчество мешает умственному развитию ребенка. Также из-за того, что не существует школ Монтессори, детям прошедшим такой садик бывает сложно приспособиться в обычных классах.

Общая оценка:
0 / 5
Оцените статью:
Со всеми вопросами обращайтесь в telegram
Отзывы и комментарии
Добавить комментарий
Ваше имя
Ваш e-mail
Ваша оценка:
Ваш комментарий