Период младенчества – время, когда и ребенок, и родители приспосабливаются друг к другу. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция малыша. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния. Нервно психическое и физическое развитие ребенка будет зависеть только от вас.
В периоды бодрствования младенец реагирует на звуки, пристально смотрит на лица и предметы перед собой – его энергия направлена на то, чтобы воспринимать информацию. Именно в эти моменты у родителей появляется возможность заниматься и общаться с крохой.
Таблица развития ребенка 1-3 месяц
У ребенка несколько основных рефлексов:
- Подошвенный — если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку
- Сосательный — если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать cосательные движения
- Хватательный — если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его
Месяц Ребенок к концу месяца…
…умеет …возможно, умеет …может быть, будет уметь
1
- Приподнимать головку, лежа на животе
- Фокусировать взгляд на предмете, находящимся перед ним
- Реагировать на звуки: вздрагивать, поворачивать голову на звук, прислушиваться
- Следить взглядом за предметом, которые перемещается перед ним в 15-20 см
- Приподнимать головку на 45 или 90 градусов, когда он лежит на животике
- Улыбаться, агукать
- Смеяться и издавать другие звуки, выражающие восторг
- Соединять руки
2
- Улыбаться, реагируя на улыбку взрослых
- Следить взглядом за предметом, которые перемещается перед ним в 15-20 см
- Реагировать на звуки: плакать, умолкать, прислушиваться, вздрагивать
- Агукать, издавать другие звуки
- Поднимать головку на 45 градусов, когда он лежит на животике
- Уверенно держать головку
- Опираясь на руки, приподнимать туловище
- Переворачиваться в одну сторону
- Удерживать в руке небольшие предметы, погремушки, соски
- Замечать мелкие предметы
- Произносить отдельные звуки или их сочетания
- Улыбаться, смеяться
- Соединять руки
- Поднимать головку под прямым углом, когда он лежит на животике
- Смеяться, улыбаться
- Следить взглядом за предметом. который перемещают перед ним в 15 см
- Уверенно держать головку
- Опираясь на руки, приподнимать туловище, лежа на животе
- Переворачиваться в одну сторону
- Следить взглядом за маленькими предметами
- Тянуться к интересующему его предмету
- Удерживать в руке небольшой предмет, погремушку, соску
- Громко выражать восторг
- Реагировать на голоса взрослых и выделять голос мамы
- Произносить отдельные гласные и согласные звуки. а также их сочетания, фыркать
- Держать головку ровно. когда его пытаются сажать
- Сидеть без поддержки
- Выражать недовольство, если взрослые забирают игрушку или другой интересующий его предмет
- В вертикальном положении часть веса переносить на ножки
- Уверенно держать головку
- Опираясь на руки, приподнимать туловище, лежа на животе
- Переворачиваться в одну сторону
- Следить взглядом за маленькими предметами
- Тянуться к интересующему его предмету
- Удерживать в руке небольшой предмет, погремушку, соску
- Улыбаться
- В вертикальном положении часть веса переносить на ножки
- Держать головку ровно, когда его пытаются сажать
- Произносить отдельные гласные и согласные звуки. а также их сочетания, фыркать
- Сидеть без поддержки
- Реагировать на голоса взрослых и выделять голос мамы
- Тянуться вверх, пытаясь вставать из сидячего положения
- Стоять с поддержкой
- Самостоятельно есть твердую пищу – крекеры, кусочки фруктов
- Выражать недовольство, если взрослые забирают игрушку или другой интересующий его предмет
- Тянуться к интересующему предмету, который находится вне досягаемости, искать глазами предмет, который упал
- Перекладывать из руки в руку предметы, зажимать в кулачке небольшие предметы
- Произносить разнообразные сочетания звуков
- Держать головку ровно. когда его пытаются сажать
- Произносить разнообразные сочетания звуков
- В вертикальном положении часть веса переносить на ножки
- Сидеть без поддержки
- Стоять с поддержкой
- Самостоятельно есть твердую пищу – крекеры, кусочки фруктов
- Выражать недовольство, если взрослые забирают игрушку или другой интересующий его предмет
- Тянуться к интересующему предмету, который находится вне досягаемости, искать глазами предмет, который упал
- Перекладывать из руки в руку предметы , зажимать в кулачке небольшие предметы
- Реагировать на голоса взрослых
- Произносить разнообразные сочетания звуков
- Тянуться вверх, пытаясь вставать из сидячего положения
- Самостоятельно садиться из положения «лежа на животе»
- Пытаться произносить «мама» или «папа»
- Самостоятельно, без опоры сидеть
- Самостоятельно есть твердую пищу – крекеры, кусочки фруктов
- Произносить разнообразные сочетания звуков, фыркать
- В вертикальном положении часть веса переносить на ножки
- Выражать недовольство, если взрослые забирают игрушку или другой интересующий его предмет
- Тянуться к интересующему предмету, который находится вне досягаемости, искать глазами предмет, который упал
- Перекладывать из руки в руку предметы, зажимать в кулачке небольшие предметы
- Реагировать на голоса взрослых
- Произносить разнообразные сочетания звуков
- Играть в «ку-ку» (закрывать глаза руками и открывать, реагировать на такие же действия взрослых)
- Стоять с опорой
- Тянуться вверх, вставая из сидячего положения
- Садиться самостоятельно из положения «лежа на животике»
- Играть в «ладушки», махать рукой, прощаясь
- Большим и указательным пальцами брать небольшой предмет
- Пытаться произносить слова «мама», «папа»
- В вертикальном положении часть веса переносить на ножки
- Самостоятельно есть твердую пищу – крекеры, кусочки фруктов
- Брать небольшие предметы и зажимать их в руке
- Реагировать на голоса взрослых
- Искать предмет, который упал
- Стоять с опорой
- Выражать недовольство, если взрослые забирают игрушку или другой интересующий его предмет
- Тянуться к интересующему предмету, который находится вне досягаемости, искать глазами предмет, который упал
- Играть в «ку-ку» (закрывать глаза руками и открывать, реагировать на такие же действия взрослых)
- Садиться самостоятельно из положения «лежа на животике»
- Тянуться вверх, вставая из сидячего положения в сидячее
- Большим и указательным пальцами держать небольшой предмет
- Пытаться произносить слова «мама», «папа»
- Играть в «ладушки», махать рукой, прощаясь
- Ходить, опираясь на мебель или руку взрослого
- Некоторое время стоять самостоятельно и без опоры
- Понимать запреты (но не всегда слушаться)
- Тянуться к интересующему предмету, который находится вне досягаемости, искать глазами предмет, который упал
- Тянуться вверх, вставая из сидячего положения в сидячее
- Выражать недовольство, если взрослые забирают игрушку или другой интересующий его предмет
- Стоять с опорой
- Большим и указательным пальцами держать небольшой предмет
- Пытаться произносить слова «мама», «папа»
- Играть в «ладушки», махать рукой, прощаясь
- Ходить, опираясь на мебель или руку взрослого
- Некоторое время стоять самостоятельно и без опоры
- Понимать запреты (но не всегда слушаться)
- Играть в мячик, катая его
- Самостоятельно пить из чашки
- Поднимать небольшой предмет кончиками пальцев
- Некоторое время стоять без поддержки
- Произносить слова «мама», «папа» и еще одно
- Реагировать на просьбы («протяни руку», «дай мне эту игрушку» и т.д.)
- Стоять с опорой
- Тянуться вверх, вставая из сидячего положения в сидячее
- Выражать недовольство и возражать, если взрослые забирают игрушку или другой интересующий его предмет
- Играть в «ку-ку» (закрывать глаза руками и открывать, реагировать на такие же действия взрослых)
- Произносить слова, состоящие из одинаковых слогов — «мама», «папа»
- Садиться самостоятельно из положения «лежа на животике»
- Хлопать в ладошки, играя в «ладушки», махать рукой, прощаясь
- Поднимать маленький предмет кончиками пальцев
- Ходить, опираясь на мебель или руку взрослого
- Понимать запреты (но не всегда слушаться)
- Самостоятельно стоять некоторое время
- Выражать свои желания жестами, мимикой, а не только плачем
- Играть в мячик, катая его
- Самостоятельно пить из чашки
- Уверенно стоять без поддержки
- Говорить большое количество слов, но искажая их, но вкладывая в них правильный смысл
- Четко произносить, кроме «дай», «мама» и «папа» одно слово
- Реагировать на просьбы («протяни руку», «дай мне эту игрушку» и т.д.)
- Садиться самостоятельно из положения «лежа на животике»
- Поднимать маленький предмет кончиками пальцев
- Понимать запреты (но не всегда слушаться)
- Хлопать в ладошки, играя в «ладушки», махать рукой, прощаясь
- Ходить, опираясь на мебель или руку взрослого
- Поднимать небольшой предмет кончиками пальцев
- Самостоятельно стоять некоторое время
- Четко произносить, кроме «дай», «мама» и «папа», одно-два слова
- Выражать свои желания жестами, мимикой, а не только плачем
- Играть в мячик, катая его
- Самостоятельно пить из чашки
- Говорить большое количество слов, но искажая их, но вкладывая в них правильный смысл
- Уверенно ходить
- Ходить, опираясь на мебель или руку взрослого
- Хлопать в ладошки, играя в «ладушки», махать рукой, прощаясь
- Самостоятельно пить из чашки
- Поднимать маленький предмет кончиками пальцев
- Некоторое время уверенно стоять без поддержки
- Четко произносить, кроме «дай», «мама» и «папа», одно-два слова
- Выражать свои желания жестами, мимикой, а не только плачем
- Играть в мячик, катая его
- Самостоятельно стоять некоторое время
- Говорить большое количество слов, но искажая их, но вкладывая в них правильный смысл
- Уверенно ходить
- Реагировать на просьбы («протяни руку», «дай мне эту игрушку» и т.д.)
Таблица развития ребенка 4-6 месяц
В этом возрасте любимая игрушка малыша – он сам. Младенец неустанно пытается понять, кто он такой, где находится и что чувствует. Ему нравится трогать свое личико, ощупывать пальцами нос, рот, волосы. К 4 месяцам многие дети могут уже соединять вместе обе руки и попеременно играть каждой из них. Из пассивного наблюдателя окружающего мира малыш постепенно превращается в активного участника событий.
Теперь, умея доставать и хватать предметы, он ищет любую возможность использовать приобретенные навыки. Если двигающаяся игрушка висит над кроваткой, но до нее нельзя дотянуться, младенец расстраивается. Ему хочется ударить, схватить ее, положить в рот и посмотреть, что из этого получится.
Месяц Ребенок к концу месяца…
…умеет возможно, умеет …может быть, будет уметь
4
5
6
Таблица развития ребенка 7-9 месяц
На 7 месяце ребенок начинает осознавать свое «я» и то влияние, которое он оказывает на окружающих людей и предметы. Ребенок начинает детализировать и анализировать этот мир. Ярче всего это проявляется в изменении отношений младенца с окружающими.
К вам же, напротив, он проявляет повышенную привязанностью. Ему необходимо все ваше время и он не желает ни с кем его делить.
Месяц Ребенок к концу месяца…
…умеет …возможно, умеет …может быть, будет уметь
7
8
9
Таблица развития ребенка 10-12 месяц
Ваш малыш растет, а его скорости набирают оборот. Дети-гонщики – именно так можно охарактеризовать малышей в этот период. Что бы они ни делали – играли, путешествовали по дому – карапузы демонстрируют энергичность и расторопность. Детям доставляет наслаждение игра в «догонялки». Если мама при этом аплодирует и хвалит маленького бегуна, он может повторить свой «забег» на бис.
Месяц Ребенок к концу месяца
…умеет …возможно, умеет …может быть, будет уметь
10
11
12