Стретчинг — система упражнений, которые направлены на то, чтобы растянуть мышцы тела и позвоночник. Название этого вида фитнеса происходит от английского слова «stretch», что означает «растягивать» или «тянуться». Такая тренировка станет профилактической работой с плоскостопием и нарушениями осанки. Стретчинг поддерживает гибкость и подвижность суставов, снимает излишнюю нагрузку и предупреждает возможные травмы. Упражнения на растяжку активизируют иммунитет и кровообращение, тем самым увеличивая работоспособность человека.
Отдельным направлением стретчинга считают детский стретчинг. Комплекс оздоровительных упражнений проводится в игровой форме. Как и во взрослом стретчинге занятия направлены на растягивание мышц.
Игровой стретчинг представляет собой групповую работу, при которой ребенок занимается в творческой атмосфере, попутно создавая воображаемые образы. Дети реализуют игровые возможности и одновременно развиваются и оздоравливаются — это приоритетная цель стретчинга.
Основа игрового стретчинга — тематическая или сюжетно-ролевая игра, которая состоит из упражнений, заданий и ситуаций, находящихся между собой в связке.
Воспитанники имитируют животных и тренируются под музыкальные отрывки из народной и классической музыки.
Представляет собой маховые движения ног и рук, дополненные сгибанием и разгибанием туловища. Действия дошкольники выполняют быстро и с большой амплитудой. Этот вид игрового стретчинга травмоопасен.
Включает в себя растяжение мышц на максимум. Этот комплекс, который также называют ритмической гибкостью, выполняют в самом медленном темпе.
В основе — выполнение упражнений с задержкой в каждой позиции не менее 10 секунд. Методика считается безопасной.
Комплексные упражнения, направленные на то, чтобы растянуть одни или другие мышечные группы.
Суть динамического игрового стретчинга в том, чтобы создать комфортный и неторопливый переход от одного задания к другому.
Технология основывается на создании в процессе тренировки бережного и позитивного отношения между тренером и воспитанниками. Педагог избегает прямых запретов, не употребляет слова «нельзя» и «нет».
Учитель должен говорить спокойным мягким тоном. Чтобы словесные инструкции стали понятнее для детей, рекомендуется использовать визуальное стимулирование. Правильно подобранные зрительные образы зачастую помогают добиться высокого уровня понимания между педагогом и учениками.
Максимальное количество человек в группе — менее 6 человек. Некоторые дети (особенно младшего дошкольного возраста) гиперактивны, поэтому их следует размещать в первом ряду. Таким образом тренер сможет всегда наблюдать за ними и направлять их излишнюю деятельность на физическое развитие и оздоровление.
Правила игрового стретчинга:
Вначале тренер придумывает базовый сюжет, который будет являться структурным «скелетом» всей программы тренировки. История также создаёт необходимый психологический и эмоциональный фон для успешного выполнения заданий.
Допустимо, чтобы дети самостоятельно создавали сюжет — это повышает их вовлечённость в процесс. Ребята выполняют имитационные упражнения, которые соответствуют ходу рассказываемой истории. На последующих занятиях сказка может либо повторяться, либо развиваться и дополняться.
Те упражнения, которые предлагаются ребятам, должны быть одновременно простыми, но не чрезмерно. Дети осваивают базовые движения в игровой свободной форме. Такие действия стимулируют и мобилизуют силы организма и повышают оздоровительный эффект.
Задача тренера не только направлять и контролировать двигательную активность воспитанников, но и поддерживать в них интерес к игровому стретчингу. Необходимо постоянно предлагать ребятам новые движения и непрерывно развивать уже созданные ролевые сказки.
Традиционно занятие по игровому стретчингу включает в себя нескольких упражнений:
Тренировки со старшими детьми длятся 20 минут. С малышами инструктор работает, пока у них есть на это желание.
Физическая культура в сочетании с поучительными историями — это реализация воспитательной задачи. Педагог образно рассказывает детям об общечеловеческих ценностях и доносит мораль.
Все специальные упражнения созданы с тем расчётом, чтобы вовлечь в работу и организм, и психику воспитанников. Тренировки направлены на то, чтобы настроить и восстановить функциональность мышц, а также расслабить тело. Такая тактика предупреждает болезни, используя для этого защитные возможности детского организма: при воздействии на нервную и дыхательную системы, на позвоночник, на сухожилия, на железы внутренней секреции, на органы и мышцы повышается натуральная сопротивляемость организма.
Ребенок сводит пятки вместе, а носки наоборот разводит. При этом руки опущены. Вначале нужно поднять над головой прямые руки (на вдохе), затем опустить и расслабиться (на выдохе).
Дети встают ровно, причём ноги слегка согнуты, затем возвращаются в положение и повторяют упражнение.
Стоя на четвереньках, дети поочередно отводят ноги назад, а руки — вперёд. Вытягивать конечности нужно до натяжения в мышцах. Спина остаётся прямой.
Воспитанники принимают исходное положение, где ноги стоят на ширине плеч, стопы развернуты. Руки расставлены в стороны. На выдохе дети наклоняются вначале влево, потом вправо и дотягиваются рукой до пола. Затем ребята возвращаются в начальное положение.
Дети делают выпад вперёд ногой. Вторая нога остаётся прямой. Важно, чтобы стопы смотрели вперёд. Руками ребята упираются в колено опорной ноги. Тело направлено вперёд, но спина прямая. Нужно, чтобы в прямой ноге возникло напряжение мышц. Затем ноги меняются.
Ребенок лежит на животе. Голова приподнята, инструктор предлагает детям пошипеть, чтобы было полное сходство со змеёй. Чтобы усложнить упражнение, добавляют извивание телом.
Для упражнения нужен мяч. Исходное положение — сидя, руки упираются в пол позади спины, ноги нужно широко развести. Далее руки широко разводят, берут мяч и двигают вперёд. Положение ног при этом не меняется.
Игровой стретчинг как технология улучшает настроение детей и увеличивает в группе взаимопонимание. После занятий дети могут самостоятельно разыграть сцену, которую предложил педагог, или сочинить сюжет, тем самым развивая творческие способности и воображение. Такие ребята лучше социализируются в школьной среде, чувствуя себя уверенно в компании сверстников.
Игровая методика убирает психологическое напряжение, помогает бороться со страхами и комплексами. Следовательно, удаляются и мышечные блоки, которые ведут к заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Ребёнок формирует самоконтроль, коммуникативные функции, развивает защиту организма. Положительные эмоции помогают сделать детское восприятие мира органичным. Дети становятся уверенными в себе и успешными в учёбе, они самореализуются.