Главная Обучение
Расписание и цены Бизнес О компании Контакты Личный кабинет
г. Москва, ул. Шоссе Энтузиастов, д. 56, стр. 44, этаж 10

Проблемы фитнес-клуба

Открытие бизнеса в фитнес индустрии сопряжено с рисками. Камнем преткновения может выступить любой внешний институт, любая проблема может воплотиться в потерю времени, денежных средств, нервных клеток.
Кабаев Руслан Сергеевич
Генеральный директор компании StartFit. Преподаватель бодибилдинга (практика) в колледже Б.Вейдера. Фитнес директор сети клубов “Зебра”, “Спортив”, “Паллада”. Бизнес-консультант. Эксперт национального фитнес сообщества FIT HIT Company

Для сведения рисков к минимуму, нужно настроиться на кропотливый труд, грамотную стратегию планирования и тактику ведения переговоров с персоналом. Более подробная информация представлена в нашем обзоре.

Экспертное мнение
Открывая бизнес, связанный с фитнесом, не избежать проблем, затрагивающих его сферы деятельности. Причины появления обусловлены множеством факторов, как внутренних, так и внешних. Как правило, они возникают как результат принятия непродуманных решений со стороны руководства. Но не стоит отчаиваться, любая проблема может быть решена, а полученный опыт позволит избежать ошибок, поможет в развитии бизнеса.
Руслан Кабаев, Генеральный директор компании StartFit
Какие могут быть проблемы и риски при открытии фитнес-центра?

Спрогнозировать все риски открытия фитнес-клуба не сможет ни один аналитик. Современная Россия привыкла к изменениям — скачки инфляции, уходящая и вновь приходящая пандемия, экономические нововведения и несовершенная законодательная база исказят маркетинговое исследование, предшествующее открытию бизнеса. Возможно по этой причине открытие фитнес-центров в нашей стране происходит «на авось», без должного внимания к мелочам, с минимальными вложениями в рыночную разведку. Отсюда повышаются риски в индустрии фитнеса, и нарастают проблемы. Определим распространённые риски:

  • Риск, связанный с неправильным выбором размещения фитнес-центра порождает массу проблем, связанных с приобретением клиентов в будущем. При слабой проходимости людей в районе из-за отдалённости центра, при размещении на окраинах существует вероятность не дождаться клиентов. С осторожностью относитесь к организации фитнес-клуба в районах города с конкурентами, уже работающими в фитнес-индустрии. Без детального анализа сильных и слабых сторон и дальнейших выводов, построить удачное ведение бизнеса не получится.
  • Риск неправильной оценки рентабельности аренды приводит к ситуации, когда на закрытие долгов по арендным платежам будет уходить подавляющая часть прибыли. При заниженном спросе на фитнес услуги это приводит к разочарованию в ожиданиях и закрытию фитнес клуба.
  • Риск ошибочного позиционирования фитнес-клуба в отношении определённой целевой аудитории. Не имея чёткого представления своего будущего клиента, сложно подобрать правильную концепцию реализации услуг, ориентировать рекламу на конкретного пользователя. В дальнейшем это приведёт к проблемам массовой текучести клиентов из-за несхожести в социальном статусе, менталитете и системе ценностей.
  • Риск формирования неправильной ценовой политики при которой стоимость фитнес услуг необоснованно завышается или занижается. Как следствие — падает посещаемость клуба, либо снижается рентабельность бизнеса.
  • Риск, связанный с чрезмерной экономией приводит к катастрофическим проблемам, при которых фитнес-клуб могут покинуть большинство клиентов, а сам бизнес станет объектом пристального внимания надзирающих органов, щедрых в таких случаях на наложение штрафных санкций и других ограничений, вплоть до закрытия фитнес-центра.
  • Риск набора тренеров со слабой квалификацией или не развитыми коммуникативными навыками. В этом случае возникнут проблемы между тренером и клиентом, как на этапах продажи индивидуальных занятий, так и в нестандартных ситуациях. Неграмотность тренеров напрямую влияет на репутацию и имидж фитнес-клуба. Конечно, риски фитнес-клуба могут быть и не привязаны к специфике деятельности. На практике встречаются проблемы, связанные с ремонтом помещения, поставкой товаров и оборудования, несоответствием документации. Возникают сложности непосредственно связанные с человеческим фактором — то подрядчики подвели, то поставщики не приехали, то электрик запил.
ВАЖНО. К проблемам нужно быть готовым и решать их безотлагательно, иначе те сконцентрируется и навалятся всем скопом. Последствия могут быть непоправимыми.

Как избежать дополнительных рисков при открытии?

Исходя из обозначенных рисков, каждый требует взвешенного анализа и принятия соответствующих мер:

  • В первую очередь выбираем место для открытия фитнес-клуба с учётом проходимости людей, демократичными ценами на аренду помещений и минимальным количеством конкурентов. С этой целью требуется детально изучить район, где планируете открывать фитнес-клуб. Не мешает посетить торговые центры, прогуляться по улицам, ознакомившись с транспортной инфраструктурой, посмотреть на активность людей, какие категории населения преобладают. Затем, по району размещения клуба ознакомиться с ценами на недвижимость и аренду в динамике. Провести SWOT-анализ будущих конкурентов по бизнесу, выявив незанятые ниши рынка, после чего открываться.
  • На основании полученных данных определить целевую аудиторию, которая нуждается в услугах фитнеса и разработать маркетинговую стратегию для привлечения клиентов.
  • После этого спланировать финансовую составляющую бизнеса с учётом расходов и сформировать ценовую политику реализации услуг, с учётом затрат на аренду, коммунальные услуги, зарплату персонала и других расходов. Анализ средней цены чека позволит повысить рентабельность и поможет закрепить целевую аудиторию.
  • Добросовестно относиться к набору тренеров и другого рабочего персонала, с тренерами стараться проводить собеседования лично, проверяя их навыки общения, документы о квалификации и образовании.
  • Закупать качественное оборудование в том количестве, которое позволит посетителям комфортно им пользоваться.
ВАЖНО. Не стоит экономить на сантехнике, системе пожарной безопасности, кондиционирования, клининговых мероприятиях, направленных на чистоту помещений.

Большинство рисков можно избежать, проявив внимательность к деталям, грамотно распределив рабочее время. Контроль правильности заполнения документации, умение договариваться с людьми и самодисциплина также имеют значение.

Возможные проблемы у существующих клубов

Проблемы развития фитнес-клуба могут выражаться по-разному. Чтобы с этим разобраться, проблемы разделяют на две группы по источнику возникновения. Различают внешние и внутренние проблемы.

К внутренним относятся:

  • Технические — связаны с поломкой спортивного оборудования, систем коммунального хозяйства, вентиляции, освещения, обрушения конструкций.
  • Технологические — состоят в «моральном» износе оборудования, слабой модернизации, использовании старых неэффективных методик.
  • Управленческие — заключаются в слабой организации управления, безответственном отношении персонала к выполнению обязанностей.
  • Коммуникативные — возникают из-за нежелания, непонимания клиента, порождают конфликты с ним, либо между коллегами.
  • Коммерческие — касающиеся качества обслуживания клиента, получения доходов, компенсаций. Проблемы с выплатой зарплаты персонала также относятся к их числу.
  • Маркетинговые — сочетают комплекс неправильных решений в части размещения рекламы, продвижения услуг, ценообразования, ориентации на инертном целевом потребителе и т.д.
ВАЖНО. Для минимизации внутренних рисков нужно составить грамотный бизнес-план с освещением потенциальных проблем и вариантами решения.

Внешние проблемы носят глобальный характер и бизнесу приходится адаптироваться с учётом ситуации к ним.

Это политические — кризисы власти, революции, введение законов, влияющих на передвижение населения, идеологию и отношение к здоровому образу жизни.

Экономические — нестабильность экономики, изменения налогового законодательства, в том числе форм налоговой отчётности, скачки инфляции, действия конкурентов.

Финансовые — касающиеся изменений условий кредитования или инвестирования денежных средств в бизнес.

Как развивать текущий бизнес?

Развитие бизнеса напрямую связано с той степенью отдачи, которая вкладывается управляющим для достижения целей. Цель фитнес-клуба — увеличение количества клиентов и удержание действующих для получения прибыли на постоянной основе. Без грамотного персонала, продвинутых тренеров и современного оборудования достичь этой цели нереально. Руководитель должен контролировать и развивать эти направления, так как они взаимозависимы.

Проверенным средством для увеличения посещаемости тренажерного зала станет размещение рекламы в сети Интернет, социальных сетях. Дополнительным стимулом станет размещение дорожных баннеров, вывесок на улицах. Можно размещать рекламу у партнёров по бизнесу на условиях бартера, в СМИ, раздавать флаеры в торговых центрах, организовывать презентации.

Параллельно стоит задуматься о привлечении на работу тренеров, обладающих харизмой, с развитыми коммуникативными навыками. Они станут маяком для не определившихся клиентов, попутно формируя положительный имидж фитнес-клубу.

Рациональное использование доступных ресурсов станет залогом успешности бизнеса в фитнес-индустрии. На всех стадиях использования нужно осуществлять контроль, вести учёт и принимать продуманные решения для достижения целей компании.

Как сохранить клиентов и персонал?

Основная задача любого спортзала — удержание клиента и сотрудников. Способы удержания обеих сторон разнятся, поэтому рассмотрим их по отдельности. Чтобы удержать посетителей, примите такие меры, как:

  1. Предложение о новых видах занятий. Это придаст клиентам дополнительный стимул, появится мотивация для перегруппировки. Чтобы новые упражнения дали положительную обратную связь, следует организовать предварительный семинар и поговорить с клиентом о том, что он хотел бы изменить, какие есть у него наработки по данному вопросу.
  2. Периодически, однако не настойчиво, напоминайте посетителям центра для чего они к вам ходят. Поскольку у человека в голове переизбыток информации и во время регулярных занятий он забывает о итоговой цели. Создавая гордость за проделанную работу и уверенность в достижении цели занятия, вы заслуживаете доверие клиента. И последний не захочет уйти к конкурентам. Всегда благодарите его после занятий. Плюс этой психологической поддержки в том, что вы, тем самым, избавляете человека от комплекса неполноценности.
  3. Помните про обратную связь. Просите, чтобы клиенты оставляли отзывы и комментарии о работе фитнес-центра. С положительными откликами можно найти линию поведения, которая будет комфортна для общения. А в социальных сетях хорошие комментарии будут нести рекламный подтекст услуг.
  4. Любые вопросы с клиентами решайте мирно, без конфликтов. Признавайте свои ошибки, однако, если дело касается безопасности и выполнения обязательств перед посетителем, будьте строги.
  5. Для постоянных клиентов надо создать лояльную политику с системой приятных акций и скидок. Помните о дне рождения посетителя и учитывайте год сотрудничества.

Сохранение персонала — трудная задача для руководителя. Сложность этой проблемы заключается в соблюдении баланса управления персоналом. Выполнение пожеланий работников приведёт к анархии и полному развалу организации, полное игнорирование требований приведёт к текучке кадров. Каждое решение, воздействующее на персонал следует трезво оценить и применять с учётом конкретной ситуации.

В случае недовольства зарплатой пересмотрите условия оплаты труда, изменив механизм материальной мотивации. Например, поменяв процент продаж за счёт снижения оклада, либо премировав за достижение количественных показателей.

При моральном выгорании и профессиональной деформации имеет смысл назначить работника на другую должность, поручить работать над престижным проектом.

Для поддержания здоровой атмосферы в коллективе и контроля происходящих процессов проводите корпоративные мероприятия, тимбилдинг, совместный спорт.

Улучшение условий труда и выполнение обещаний со стороны руководства также является действенным средством удержания персонала. Старайтесь автоматизировать рабочий процесс, чтобы облегчить труд работников, обновляйте оборудование, делитесь полезной информацией, будьте справедливы. При правильном подходе удастся сплотить коллектив, сделав единым, нацеленным на выполнение поставленных задач, что поможет решить большинство проблем, обозначенных в нашем обзоре.

Вопрос-ответ
Чем рискует новичок, решивший открыть тренажерный зал?
Необходимо учитывать следующие риски: • Неправильный выбор помещения — плохой трафик клиентов из-за отдаленности, неудобный подъезд для личных автомобилей, мало места в зале. • Ошибки в расчетах рентабельности — низкая прибыль, высокие расходы. • Маркетинговые риски — ошибочное позиционирование, сложности с подбором целевой аудитории. • Неправильная ценовая политика и чрезмерная экономия — слишком высокие или заниженные цены на услуги.
Как развивать бизнес в фитнес-индустрии?
Поскольку главная цель — привлечение и удержание клиентов, главным этапом развития является увеличение его посещаемости. Здесь учитывают следующие моменты: правильная реклама, привлечение подходящего тренерского состава, грамотный персонал.
Как удержать клиентов?
Ключевая особенность — создание оптимальных условий для каждого посетителя. Желательно предлагать новые разновидности занятий, ненавязчиво мотивировать к занятиям, напоминая о пользе фитнеса, поддерживать обратную связь — просить оставить отзывы или внести предложения по улучшению. Нельзя провоцировать конфликты.
ТОП 5 ОШИБОК ПРИ ОТКРЫТИИ ФИТНЕС-КЛУБА