Управление персоналом фитнес-клуба должно ориентироваться на слаженное взаимодействие среди сотрудников и руководства. При этом руководящий состав организации должен использовать все доступные средства и методики, позволяющие ощутить подчинённым их значимость и закрепить хорошее отношение. Для реализации этих целей со стороны менеджеров фитнес-центров требуется разрабатывать новые концепции, принципы и методы управления персоналом, направленные на активизацию деятельности работников. Применение технических, нормативно-правовых, информационных и методических средств значительно облегчают этот процесс.
В основу управления персоналом положена деятельность кадров, работа которых сводится к управлению человеческими ресурсами в рамках организации. Кадровая служба напрямую подчиняется руководителю. Она включает в себя:
Грамотный руководитель фитнес-клуба одновременно должен являться менеджером HR. Он разрабатывает и контролирует политику кадров, планирует и организует расстановку рабочей силы. Кадровая служба под руководством директора нанимает, обучает, переподготавливает работников, создаёт благоприятные условия для работы. Хорошая слаженность работы кадровой службы с руководством являются залогом формирования крепкого сплочённого коллектива. Многие кадровые задачи руководитель должен решать самостоятельно. Это касается формирования политики развития фитнес-клуба, выявления стратегических целей для решения поставленных задач. Фитнес-директор отвечает за корпоративное обучение персонала, организует рабочий процесс административного и инструкторского состава, составляет грамотное расписание групповых программ с учётом пожеланий клиентов и нагрузки на тренеров, формирует политику цен и скидок. Создание комфортной атмосферы в фитнес-клубе также относится к прерогативе директора. Все эти действия направлены на достижение одной цели — формирование крепкой дружной команды, которая оказывая качественные услуги сможет действовать, максимально удовлетворяя потребности клиента, тем самым формируя из него постоянного.
В основу принципов управления персоналом положены правила и стандарты, на которые должны опираться руководители и менеджеры при реализации функции управления. К их числу относятся следующие принципы:
Для решения проблем связанных с совершенствованием системы управления человеческими ресурсами проводится анализ действующей системы управления персоналом фитнес-клуба. Анализ фитнес клуба помогает определить потребность в персонале, как на текущий момент, так и в перспективе, уточнить потребность в квалифицированных кадрах, выявить направления для повышения уровня квалификации в случаях их недостатка.
С аналитикой неразрывно связано планирование. Эти два направления постоянно дополняют друг друга и играют ведущую роль в перераспределении персонала. Эффективность аналитики можно рассчитать по показателям HR, отслеживая:
На основании полученных данных перед руководством возникают задачи, направленные на эффективное распределение кадров в зависимости от квалификации. Также можно сделать прогнозы затрат на фонд оплаты труда, увидеть качество подбора кандидатов уровень вовлеченности в рабочий процесс.
Отбор персонала на основе выявления «ликов» — процесс трудоёмкий и требует скрупулёзного отношения к каждому кандидату. Его целью является выбрать наиболее подходящую кандидатуру, отвечающую всем требованиям, обладающую необходимой квалификацией и знаниями. Для поиска персонала используют сеть Интернет, СМИ, агентства HR. Отбор персонала в fitness проходит в несколько стадий:
Тестирование при найме работников используется не всегда. Оно является альтернативным средством проверки определённых показателей человека. Благодаря тестам выявляются интеллектуальные способности, специфические личные трудовые навыки. Психологические или личностные тесты призваны раскрыть интересы, склонности человека, социальные паттерны поведения. Проведение теста для персонала фитнеса обусловлено необходимостью выявить свойства характера будущего работника, избежать рисков, связанных с текучкой кадров. Тестов существует великое множество.
Функция контроля необходима, чтобы избежать рисков. К таким кадровым рискам относятся:
Контроль должен осуществляться на постоянной основе. Его формы могут быть как открытыми, так и закрытыми. Отлично зарекомендовал себя метод «тайного клиента». Он заключается в том, что под видом обычного клиента приходит заранее подготовленный человек и просит проконсультировать его по услуге, либо провести бесплатную тренировку. При этом все диалоги между ним и тренером незаметно записываются на диктофон. При помощи этого, руководитель узнаёт насколько правильно и качественно оказан сервис его работниками, как себя они ведут в его отсутствие. Другой формой контроля является обратная связь от клиентов, зафиксированная в книге жалоб и предложений, либо нашедшая отражение в социальных сетях. На основании оценки отзывов клиентов выявляются сильные и слабые стороны работы фитнес-центра, нарушения, допущенные нерадивыми работниками. В дальнейшем это позволяет сделать работу над ошибками, усовершенствовать качество предоставления услуг.
Первоосновой каждого работника в отношениях между работодателем и сотрудником является денежный интерес. Именно так персонал сможет ощутить себя частью процесса, который нацелен на удовлетворение потребностей клиентов. В спортзале мотивация персонала — главный механизм воздействия на сознание сотрудника. С помощью неё рентабельно управлять человеческими ресурсами. Сотрудники достигают цели организации путём удовлетворения запросов самих работников. В качестве стимулов могут быть не только денежные премии, социальные льготы, памятные подарки, но и карьерный, духовный, моральный рост. Всего можно выделить 3 типа мотивации:
Посещая спортзал впервые, у будущего клиента, исходя из визуального наблюдения, создаётся то или иное отношение к центру. Чтобы зародить взаимовыгодные отношения, очень важно учитывать эмоциональный настрой посетителей. Гораздо быстрее распространяются отрицательные отзывы, чем положительные. Так что принципиально поддерживать имидж спортивного заведения, поскольку он неделим с внутренней культурой, построение которой прослеживается благодаря акцентированию на следующих деталях:
Безопасность персонала в фитнес клубе не является обязательным условием его функционирования. Необходимость введения охраны возникает в том случае, если возникают нештатные ситуации, угрожающие как персоналу, так и сохранности тренажёров и других материальных ценностей. Тогда руководство принимает решение для создания условий, при которых любые нарушения будут пресечены, а за посетителями будет осуществляться ненавязчивый контроль. Для этих целей заключается договор со специалистами охранной организации, имеющими навыки работы в местах большого скопления людей. Вспомогательными средствами достижения высокой степени защищенности станет организация видеонаблюдения, установление систем охранной сигнализации. Грамотная работа службы безопасности минимизирует риски, связанные с утечкой информации о клиентах, снижает вероятность хищений личных вещей посетителей. Безопасность персонала в фитнес-центра напрямую влияет на уровень законности в ней.
Специфика деятельности фитнес-клуба предъявляет повышенные требования к персоналу, который там работает. Лица, оказывающие услуги фитнеса должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, с подтверждающими документами. Уровень подготовки специалистов должен соответствовать их трудовым обязанностям и занимаемой должности. Они должны быть компетентными в области фитнеса, уметь пользоваться спортивным оборудованием, обладать знаниями в области физиологии, анатомии, биохимии. Также персонал должен уметь правильно применять методику тренировок, в том числе не лишним будет персоналка на различную группу мышц, оказывать первую медицинскую помощь. Чтобы не возникало проблем с Санэпидемстанцией требуется наличие санитарных книжек у персонала фитнес-клуба.
Обучение персонала — процесс важный и необходимый для каждого развивающегося фитнес-центра. Некоторые базовые дисциплины подлежат изучению всеми инструкторами. Ряд курсов должны быть ориентированы на конкретную аудиторию. Обучение должны проводить эксперты и специалисты, имеющие необходимую квалификацию. Основные направления обучения должны включать такие дисциплины:
Невозможно постичь науку управления персоналом в полном объёме. Она постоянно меняется. Руководителю также нужно постоянно развиваться в этом направлении, знать, адаптировать эффективные методики управления человеческими ресурсами в своём фитнес-клубе. Опрометчиво перекладывать все управленческие решения по персоналу на кадровые службы. Есть вероятность формирования протектората и субъективизма во время приёма кандидатов на работу, необоснованной потери квалифицированных специалистов из-за нездоровых амбиций и множество других негативных нюансов. Важен постоянный контроль и своевременное реагирование на нарушение со стороны персонала, адекватная система поощрений и наказаний. Хорошим подспорьем для информирования о жизни коллектива станет организация видеонаблюдения с выводом материалов на личный компьютер.
Многих ошибок можно избежать, если правильно распланировать свой рабочий график и быть компетентным в вопросах управления человеческими ресурсами. Однако есть ошибки, которые могут привести к тяжёлым последствиям. Это неумение делегировать полномочия, в результате чего руководитель возлагает на себя много обязанностей, с которыми не справляется, отчего страдает весь бизнес и качество руководства в целом. Стоит избегать нарушений субординации и мягкости, так как это приводит к снижению дисциплины в коллективе. Руководитель должен не бояться ответственности, уметь планировать своё время и принимать решения единолично. В этом случае руководство объектами фитнес-индустрии станет эффективным и приведёт к решению поставленных задач.