Для того чтобы удовлетворить потребность клиента в изменении физической формы и повышении уровня здоровья, персональный тренер должен знать строение организма человека, функции каждого органа, включая позвоночник, мышцы и фасции.
Система организма | Основные компоненты | Значение для тренировок |
---|---|---|
Опорно-двигательная | Кости, суставы, связки, позвоночник. | Основа для всех движений. Понимание рисков травм, правильной осанки и биомеханики. |
Мышечная | Мышцы, сухожилия, фасции. | Понимание того, как мышцы работают (сокращение, расслабление), для создания эффективных упражнений. |
Сердечно-сосудистая | Сердце, кровь, сосуды. | Основа для кардиотренировок, понимание работы сердца под нагрузкой и контроля пульса. |
При разработке программы занятий, соответствующей целям клиента, персональный тренер должен определить степень готовности человека к нагрузкам, параметры нагрузки для ее дозирования и режимы этой нагрузки. Опытный тренер может опираться на свой большой опыт и воспользоваться популярной литературой для бодибилдинга, и в большинстве случаев может быть достигнут хороший результат.
Однако общие методики и технологии, применяемые для всех одинаково, без учета физиологического воздействия и целесообразности, могут выполняться слабо или не выполняться вообще.
Анатомия для фитнес инструкторов — первый предмет, который будущий персональный тренер изучает в школе инструкторов по бодибилдингу. Не менее важным является знание физиологии – учения о том, как функционируют органы человека. Слушатель школы инструкторов должен также знать, как функционирует организм под нагрузкой, рассматривать тренировку как частное проявление физиологических процессов.
Тип нагрузки | Краткосрочная реакция организма | Долгосрочная адаптация |
---|---|---|
Силовая тренировка | Микротравмы мышечных волокон, истощение запасов АТФ и креатинфосфата. | Гипертрофия мышц (рост), увеличение силы, укрепление костей и связок. |
Кардиотренировка (аэробная) | Учащение пульса и дыхания, повышение потребления кислорода, активное потоотделение. | Увеличение объема сердца и легких, улучшение кровообращения, снижение пульса в покое. |
Растяжка (стретчинг) | Расслабление мышечных волокон, временное увеличение амплитуды движения. | Улучшение гибкости, увеличение эластичности мышц и фасций, снижение риска травм. |
Для того чтобы студенты курсов инструкторов по фитнесу могли лучше усвоить анатомию школа фитнеса учебный центр Start-Fit использует в обучении динамический видеоматериалы и практики, которые существенно упрощают изучение, понимание и запоминание костно-мышечной анатомии и кинезиологии.
Задача клиента | Применение знаний анатомии и физиологии | Действия тренера |
---|---|---|
«Хочу похудеть» | Физиология: создание дефицита калорий, аэробные и анаэробные процессы энергообеспечения. | Сочетание кардио- и силовых тренировок для сжигания жира и сохранения мышц. Рекомендации по питанию. |
«Болит спина при сидячей работе» | Анатомия: ослабленные мышцы кора и ягодиц, перенапряжение мышц-сгибателей бедра и поясницы. | Подбор упражнений для укрепления мышечного корсета (планки, гиперэкстензии) и растяжки зажатых мышц. |
«Хочу увеличить силу» | Анатомия и физиология: принцип прогрессивной перегрузки, стимуляция мышечных волокон II типа. | Составление программы с базовыми многосуставными упражнениями и постепенным увеличением рабочих весов. |
В процессе освоения начальных уровней программы физиологии и анатомии курсы фитнеса должны нацелить преподавателей как можно чаще решать проблемные задачи из практики тренерской работы, опираясь на теоретический материал.