Наука
Главная Обучение
Расписание и цены Бизнес О компании Контакты Личный кабинет
г. Москва, ул. Шоссе Энтузиастов, д. 56, стр. 44, этаж 10

Идеи фитнес бизнеса

В последние годы полным ходом развивается фитнес-индустрия, всё больше людей увлекаются ЗОЖом и спортом. Особую популярность получили такие направления, как йога, кроссфит, теннис, зумба и скалодромы.
Кабаев Руслан Сергеевич    Обновлено: 12.02.2025
Генеральный директор компании StartFit. Преподаватель бодибилдинга (практика) в колледже Б.Вейдера. Фитнес директор сети клубов “Зебра”, “Спортив”, “Паллада”. Бизнес-консультант. Эксперт национального фитнес сообщества FIT HIT Company
Экспертное мнение
Фитнес-индустрия в России сегодня — перспективная ниша для развития бизнеса. Несмотря на то, что здоровый образ жизни популяризируют уже давно, только 3% жителей страны регулярно посещают фитнес-клубы. В регионах этот процент и того меньше. А это говорит о целевой аудитории в скромные 140 миллионов человек, которая ждет, когда ей окажут услугу и готова за это заплатить.
Руслан Кабаев, Генеральный директор компании StartFit
Фитнес - одно из наиболее перспективных направлений в бизнесе ближайшего десятилетия

Подбирая концепцию клубу, отталкиваетесь от потенциальных клиентов, на которых вы рассчитываете. Приведём 3 беспроигрышных примера, которые уже сверхмодные и будут на пике популярности ещё не одно десятилетие:

  • Студия Моно

Это студии небольшого размера, в которых проводятся занятия по некоторым направлениям: растяжка, сайклинг, йога, гимнастика на полотнах и прочее. Посещают преимущественно слабый пол. Подобная бизнес-идея спортклуба подойдёт, если у вас ограничен стартовый капитал. Поскольку затраты будут минимальными: понадобится небольшое количество инвентаря и обслуживающего персонала. Особенно это приемлемый вариант для неопытных бизнесменов.

  • Спортивный центр класса Премиум

Тут понадобится побольше вложений. Если в планах иметь многоэтажный фитнес-клуб с сауной, бассейном, с разнообразными направлениями и солидным штатом, воспользуйтесь франшизой. Благодаря прославленности федеральной сети, у вас не будет головной боли относительно поиска целевой аудитории. И, к тому же, вы будете иметь на руках детальную инструкцию как работать, которая исключает отрицательный финансовый итог для франчайзи.

  • Эконом фитнес-клуб

В индустрии фитнеса эта наиболее свободная ниша. Аналитика и всевозможные исследования показали, что в регионах люди предпочитают спортивные заведения недалеко от дома. Они за экономию, не хотят тратиться на дорогу, а также своё время на дорогостоящий клуб в центре города либо в его окрестностях. Следовательно, центры среднего эконом-класса в спальных районах являются наилучшим вариантом для создания бизнеса.

Актуальность идеи

Спортивный образ жизни в России сильно популярен с начала 2010-х годов. Однако по сей день эта ниша фитнеса и спорта в бизнесе многообещающая. К примеру, в Соединённых Штатах любят тренироваться 40% населения, в нашей же стране пока только 3%! В городах с населением в несколько миллионов людей этот процент составляет 10%, в регионах — 1,5-2%. Даже с учётом глобального кризиса востребованность ЗОЖ и фитнеса с каждым днём растёт. То есть в этом сегменте есть потенциал бизнеса.

Анализ рынка

Индустрия спортивного образа жизни развивается, но в бизнес- и премиум-сегменте. Согласно исследованиям, соотношение фитнес-клубов высокого, среднего и эконом-классов выглядит так: 60/28/12. В небольших новых клубах эконом-класса и нуждаются люди, в небольших населенных пунктах.

Преимущества небольшого спортивного клуба для бизнесмена:

  • низкие издержки при организации пространства;
  • доступная целевая аудитория;
  • специфика клуба подразумевает размещение в спальных районах, что избавляет от проблем с поиском посетителей;
  • отсутствие проблем с кадрами;
  • тренеру в клубе эконом-класса необязательно знать иностранные языки, психологию и нутрициологию, как в клубах премиум-класса — будет достаточно базовых знаний и умений.
Выбор концепции

Если помещение под клуб уже имеется, то концепцию продиктует оно: в зависимости от размера и расположения будущего клуба зависит и целевая аудитория и концепция заведения.

Если же концепция строится с нуля, то стоит оттолкнуться от потребностей аудитории, а это, как отмечено выше, небольшие фитнес-студии среднего ценового сегмента, расположенные в жилых кварталах, в пешей и финансовой доступности. Открыть эконом-клуб сравнительно недорого, а вложения окупятся быстрее.

Помещение для фитнес-клуба

Выбор и зонирование помещения — первостепенная задача. На аренду помещения пойдет львиная доля регулярных расходов, а значит, стоит так тщательно продумать планировку помещения, чтобы каждый квадратный метр приносил прибыль. И при этом нужно еще не забывать о комфорте посетителей.

При зонировании помещения стоит 60% площади отвести на зону для тренинга, 25% — на зону отдыха, раздевалку, душевые, 15% на вестибюль, ресепшн и подсобные помещения. Выделить отдельную зону под последние важно, потому что клиентам не нравится, когда работники клининга набирают воду в ведро для помывки полов, например, из того же душа, в котором освежаются спортсмены.

Планировать пространство нужно также крайне тщательно. Недопустимо, чтобы человек из раздевалки в душ бежал через зал или, того хуже, вестибюль.

Первое правило сервиса: посетителям должно быть уютно и комфортно. Для этого необязательно закупать дорогие расходники, достаточно грамотно и логично зонировать помещение.

Какое необходимо оборудование

Тренажеры — то, зачем идут клиенты в зал. Снаряды обязаны быть в достаточном количестве и приемлемого качества. Пёстрое разнообразие ни к чему, для начала можно обзавестись базовым комплектом:

  • Силовая зона. Здесь подойдет стандартный набор — силовая рама, тренажеры для верхней тяги, жима ногами и т.д.
  • Зона свободных весов. В эту зону нужно приобрести гиперэкстензию, скамью для пресса, стойку с грифами, блинами, гирями и гантелями.
  • Кардио-зона. Популярная зона, тренажеров в которой должно быть достаточное количество, чтобы клиенты не толпились в очереди. В первую очередь, это беговые и велотренажеры, а также эллипсы.
  • Зона для стретчинга. Пренебрегать пространством для стретчинга нельзя ни в коем случае! Наличие зоны для растяжки и групповых занятий выгодно отличает фитнес-клуб эконом-класса от подвальной качалки. К тому же, 60% посетителей фитнес-клубов предпочитают тренажерам групповые занятия. Для этой зоны необходимо закупить коврики, облегченные гантели, бодибары, «кирпичи» для йоги и т.д.
Подбор персонала

После расположения рядом с домом, первое, что привлекает и заставляет вернуться клиента — это тренер. Поэтому подбор персонала — первостепенная задача, персонал это живое преимущество фитнес-клуба перед конкурентами.

Не «спортивной», но крайне жизненной бывает стратегия переманивания тренеров из конкурирующих структур. Таким образом убиваются сразу 2 зайца – получить опытного профессионала с «теплыми» клиентами, которые пойдут за ним, и ослабить конкурента.

Помимо тренеров, минимальный набор сотрудников включает в себя управляющего, администратора, менеджера по рекламе, охранника и уборщицу. Иногда владельцы небольших бизнесов исполняют роль управляющего самостоятельно. Но не стоит пытаться сделать всю работу самому — нельзя быть и управляющим, и администратором, в свободное время исполняя обязанности менеджера по рекламе. Сэкономить средства таким образом не получится, потому что все три сферы будут проседать.

Документы и разрешения

В первую очередь, для организации спортивного клуба необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица. Пройти регистрацию можно в региональном отделении Федеральной налоговой службы или через государственные сервисы, например, центры «Мой бизнес» или многофункциональные центры, которые также представлены в субъектах РФ.

Далее, для получения разрешений на работу, следует заключить договор на покупку или аренду помещения, т.к. без справки контролирующих органов о том, что зал соответствует нормам, продолжить работу не получится.

Разрешения на работу получают у Роспотребнадзора, Пожарной инспекции, СЭС. Если перед клубом планируется стоянка для автомобилей, нужно обратиться за согласованием в ГИБДД.

В ряде регионов нужно разрешение для установки наружной рекламы и вывески на фасаде, их выдают в комитете по градостроительству, отделе архитектуры администрации или другом контролирующем органе.

Также понадобятся бухгалтерские, кадровые бумаги, доки для уголка потребителя. К тому же не стоит забывать, что персонал, контактирующий с посетителями, должен иметь медицинские книжки.

Актуальный список необходимых справок можно запросить у контролирующих служб, т.к. в регионах могут быть различия. Подготовить пакет можно самостоятельно или обратиться в компании, специализирующиеся на этом.

Продвижение и маркетинг

Сильный инструмент маркетинга в фитнесе — незапятнанная репутация, работать над которой стоит начать еще до начала открытия клуба. В этом случае работают предпродажи клиентских карт. Несмотря на то, что карты продаются со скидкой, такие акции помогают окупить стартовые затраты.

Стратегия продвижения уже работающего фитнес-заведения строится на трех китах:

  1. Офлайн-продвижение. Нет ничего лучше личных рекомендаций и «сарафанного радио». Здесь важно заслужить лояльность самостоятельно пришедших клиентов, можно подключить акции в стиле «приведи друга и получи карту на следующий месяц со скидкой 50%, «семейные» абонементы, специальные предложения для пар.
  2. Онлайн-продвижение. Онлайн-продвижение приобретает все большее значение в цифровом мире. Для рекламодателя приятно, что реклама в интернете стоит относительно дешево, для потребителя – что она действует на целевую аудиторию и будет показана именно тем, кому это интересно. Целевую аудиторию можно искать в группах жилых комплексов и ТСЖ, окрестных школ, родительских чатах.
  3. Акции. Программы партнерства, участие в городских мероприятиях и т.д.
Стартовые и эксплуатационные расходы

Первое, что нужно сделать после заключения договора на покупку или аренду будущего фитнес-клуба, это разработать инженерный и дизайн-проект помещения. Экономить на этом не стоит, переделка в будущем безграмотно спроектированной вентиляционной системы, обойдется гораздо дороже. Цена на такие работы стартует от 30 000 рублей и не имеет верхнего предела. Цена зависит от размера населенного пункта, квалификации проектировщика и дизайнера и уровня конкуренции.

Далее следует ремонт. В наше нестабильное время цена на ремонт напрямую зависит от курса доллара и цен на стройматериалы. Бюджетный можно сделать за 7000 руб./м². Так, на ремонт помещения в 400 м² уйдет около 3 000 000 рублей.

Оснащение зала – наиболее затратная часть стартовых расходов. Минимальный набор оборудования и тренажеров стоит в районе 4 000 000 рублей. На оборудование и мебель, административные расходы, а также закупку мебели уйдет от 1 000 000 рублей.

Эксплуатационные расходы, такие как фонд оплаты труда, затраты на маркетинг и рекламу, хозяйственные расходы заберут еще полмиллиона.

Таким образом, затраты на открытие среднего по площади фитнес-клуба в жилом районе стартуют от 8 500 000 рублей.

Сколько можно заработать
Выручка и прибыль зависят от места расположения и площади помещения, оснащения, платежеспособности целевой аудитории, наличия дополнительных услуг, политической обстановки и курса валют.

Если брать для примера средний фитнес-зал в 400 квадратов с базовым набором тренажеров, тренеров и дополнительными услугами в виде массажа, солярия и магазина спортпита, то, при правильной маркетинговой стратегии, прибыль за 5 лет составит более 15 миллионов рублей. Согласно расчетам, такой проект окупит себя уже за 2 года. Но, жизнь часто вносит коррективы, поэтому срок окупаемости подобного проекта обозначают промежутком от 2 до 8 лет.

Спорт — многообещающая ниша бизнеса. Даже несмотря на ковидные ограничения, популярность и прибыльность клубов растет с каждым годом. И, что приятно, эта тенденция будет сохраняться ближайшее десятилетие. Бизнес-идея фитнес-центра — это выгодный жизнеспособный проект, который принесет пользу клиентам и прибыль владельцу.

Как заработать на фитнесе в России?

Добавить комментарий

Ваше имя
Ваш e-mail
Ваша оценка:
Ваш комментарий