Главная Обучение
Расписание и цены Бизнес О компании Контакты Личный кабинет
г. Москва, ул. Шоссе Энтузиастов, д. 56, стр. 44, этаж 10

Идеи фитнес бизнеса

В последние годы полным ходом развивается фитнес-индустрия, всё больше людей увлекаются ЗОЖом и спортом. Особую популярность получили такие направления, как йога, кроссфит, теннис, зумба и скалодромы.
Кабаев Руслан Сергеевич
Генеральный директор компании StartFit. Преподаватель бодибилдинга (практика) в колледже Б.Вейдера. Фитнес директор сети клубов “Зебра”, “Спортив”, “Паллада”. Бизнес-консультант. Эксперт национального фитнес сообщества FIT HIT Company
Экспертное мнение
Фитнес-индустрия в России сегодня — перспективная ниша для развития бизнеса. Несмотря на то, что здоровый образ жизни популяризируют уже давно, только 3% жителей страны регулярно посещают фитнес-клубы. В регионах этот процент и того меньше. А это говорит о целевой аудитории в скромные 140 миллионов человек, которая ждет, когда ей окажут услугу и готова за это заплатить.
Руслан Кабаев, Генеральный директор компании StartFit
Фитнес - одно из наиболее перспективных направлений в бизнесе ближайшего десятилетия

Подбирая концепцию клубу, отталкиваетесь от потенциальных клиентов, на которых вы рассчитываете. Приведём 3 беспроигрышных примера, которые уже сверхмодные и будут на пике популярности ещё не одно десятилетие:

  • Студия Моно

Это студии небольшого размера, в которых проводятся занятия по некоторым направлениям: растяжка, сайклинг, йога, гимнастика на полотнах и прочее. Посещают преимущественно слабый пол. Подобная бизнес-идея спортклуба подойдёт, если у вас ограничен стартовый капитал. Поскольку затраты будут минимальными: понадобится небольшое количество инвентаря и обслуживающего персонала. Особенно это приемлемый вариант для неопытных бизнесменов.

  • Спортивный центр класса Премиум

Тут понадобится побольше вложений. Если в планах иметь многоэтажный фитнес-клуб с сауной, бассейном, с разнообразными направлениями и солидным штатом, воспользуйтесь франшизой. Благодаря прославленности федеральной сети, у вас не будет головной боли относительно поиска целевой аудитории. И, к тому же, вы будете иметь на руках детальную инструкцию как работать, которая исключает отрицательный финансовый итог для франчайзи.

  • Эконом фитнес-клуб

В индустрии фитнеса эта наиболее свободная ниша. Аналитика и всевозможные исследования показали, что в регионах люди предпочитают спортивные заведения недалеко от дома. Они за экономию, не хотят тратиться на дорогу, а также своё время на дорогостоящий клуб в центре города либо в его окрестностях. Следовательно, центры среднего эконом-класса в спальных районах являются наилучшим вариантом для создания бизнеса.

Актуальность идеи

Спортивный образ жизни в России сильно популярен с начала 2010-х годов. Однако по сей день эта ниша фитнеса и спорта в бизнесе многообещающая. К примеру, в Соединённых Штатах любят тренироваться 40% населения, в нашей же стране пока только 3%! В городах с населением в несколько миллионов людей этот процент составляет 10%, в регионах — 1,5-2%. Даже с учётом глобального кризиса востребованность ЗОЖ и фитнеса с каждым днём растёт. То есть в этом сегменте есть потенциал бизнеса.

Анализ рынка

Индустрия спортивного образа жизни развивается, но в бизнес- и премиум-сегменте. Согласно исследованиям, соотношение фитнес-клубов высокого, среднего и эконом-классов выглядит так: 60/28/12. В небольших новых клубах эконом-класса и нуждаются люди, в небольших населенных пунктах.

Преимущества небольшого спортивного клуба для бизнесмена:

  • низкие издержки при организации пространства;
  • доступная целевая аудитория;
  • специфика клуба подразумевает размещение в спальных районах, что избавляет от проблем с поиском посетителей;
  • отсутствие проблем с кадрами;
  • тренеру в клубе эконом-класса необязательно знать иностранные языки, психологию и нутрициологию, как в клубах премиум-класса — будет достаточно базовых знаний и умений.
Выбор концепции

Если помещение под клуб уже имеется, то концепцию продиктует оно: в зависимости от размера и расположения будущего клуба зависит и целевая аудитория и концепция заведения.

Если же концепция строится с нуля, то стоит оттолкнуться от потребностей аудитории, а это, как отмечено выше, небольшие фитнес-студии среднего ценового сегмента, расположенные в жилых кварталах, в пешей и финансовой доступности. Открыть эконом-клуб сравнительно недорого, а вложения окупятся быстрее.

Помещение для фитнес-клуба

Выбор и зонирование помещения — первостепенная задача. На аренду помещения пойдет львиная доля регулярных расходов, а значит, стоит так тщательно продумать планировку помещения, чтобы каждый квадратный метр приносил прибыль. И при этом нужно еще не забывать о комфорте посетителей.

При зонировании помещения стоит 60% площади отвести на зону для тренинга, 25% — на зону отдыха, раздевалку, душевые, 15% на вестибюль, ресепшн и подсобные помещения. Выделить отдельную зону под последние важно, потому что клиентам не нравится, когда работники клининга набирают воду в ведро для помывки полов, например, из того же душа, в котором освежаются спортсмены.

Планировать пространство нужно также крайне тщательно. Недопустимо, чтобы человек из раздевалки в душ бежал через зал или, того хуже, вестибюль.

Первое правило сервиса: посетителям должно быть уютно и комфортно. Для этого необязательно закупать дорогие расходники, достаточно грамотно и логично зонировать помещение.

Какое необходимо оборудование

Тренажеры — то, зачем идут клиенты в зал. Снаряды обязаны быть в достаточном количестве и приемлемого качества. Пёстрое разнообразие ни к чему, для начала можно обзавестись базовым комплектом:

  • Силовая зона. Здесь подойдет стандартный набор — силовая рама, тренажеры для верхней тяги, жима ногами и т.д.
  • Зона свободных весов. В эту зону нужно приобрести гиперэкстензию, скамью для пресса, стойку с грифами, блинами, гирями и гантелями.
  • Кардио-зона. Популярная зона, тренажеров в которой должно быть достаточное количество, чтобы клиенты не толпились в очереди. В первую очередь, это беговые и велотренажеры, а также эллипсы.
  • Зона для стретчинга. Пренебрегать пространством для стретчинга нельзя ни в коем случае! Наличие зоны для растяжки и групповых занятий выгодно отличает фитнес-клуб эконом-класса от подвальной качалки. К тому же, 60% посетителей фитнес-клубов предпочитают тренажерам групповые занятия. Для этой зоны необходимо закупить коврики, облегченные гантели, бодибары, «кирпичи» для йоги и т.д.
Подбор персонала

После расположения рядом с домом, первое, что привлекает и заставляет вернуться клиента — это тренер. Поэтому подбор персонала — первостепенная задача, персонал это живое преимущество фитнес-клуба перед конкурентами.

Не «спортивной», но крайне жизненной бывает стратегия переманивания тренеров из конкурирующих структур. Таким образом убиваются сразу 2 зайца – получить опытного профессионала с «теплыми» клиентами, которые пойдут за ним, и ослабить конкурента.

Помимо тренеров, минимальный набор сотрудников включает в себя управляющего, администратора, менеджера по рекламе, охранника и уборщицу. Иногда владельцы небольших бизнесов исполняют роль управляющего самостоятельно. Но не стоит пытаться сделать всю работу самому — нельзя быть и управляющим, и администратором, в свободное время исполняя обязанности менеджера по рекламе. Сэкономить средства таким образом не получится, потому что все три сферы будут проседать.

Документы и разрешения

В первую очередь, для организации спортивного клуба необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица. Пройти регистрацию можно в региональном отделении Федеральной налоговой службы или через государственные сервисы, например, центры «Мой бизнес» или многофункциональные центры, которые также представлены в субъектах РФ.

Далее, для получения разрешений на работу, следует заключить договор на покупку или аренду помещения, т.к. без справки контролирующих органов о том, что зал соответствует нормам, продолжить работу не получится.

Разрешения на работу получают у Роспотребнадзора, Пожарной инспекции, СЭС. Если перед клубом планируется стоянка для автомобилей, нужно обратиться за согласованием в ГИБДД.

В ряде регионов нужно разрешение для установки наружной рекламы и вывески на фасаде, их выдают в комитете по градостроительству, отделе архитектуры администрации или другом контролирующем органе.

Также понадобятся бухгалтерские, кадровые бумаги, доки для уголка потребителя. К тому же не стоит забывать, что персонал, контактирующий с посетителями, должен иметь медицинские книжки.

Актуальный список необходимых справок можно запросить у контролирующих служб, т.к. в регионах могут быть различия. Подготовить пакет можно самостоятельно или обратиться в компании, специализирующиеся на этом.

Продвижение и маркетинг

Сильный инструмент маркетинга в фитнесе — незапятнанная репутация, работать над которой стоит начать еще до начала открытия клуба. В этом случае работают предпродажи клиентских карт. Несмотря на то, что карты продаются со скидкой, такие акции помогают окупить стартовые затраты.

Стратегия продвижения уже работающего фитнес-заведения строится на трех китах:

  1. Офлайн-продвижение. Нет ничего лучше личных рекомендаций и «сарафанного радио». Здесь важно заслужить лояльность самостоятельно пришедших клиентов, можно подключить акции в стиле «приведи друга и получи карту на следующий месяц со скидкой 50%, «семейные» абонементы, специальные предложения для пар.
  2. Онлайн-продвижение. Онлайн-продвижение приобретает все большее значение в цифровом мире. Для рекламодателя приятно, что реклама в интернете стоит относительно дешево, для потребителя – что она действует на целевую аудиторию и будет показана именно тем, кому это интересно. Целевую аудиторию можно искать в группах жилых комплексов и ТСЖ, окрестных школ, родительских чатах.
  3. Акции. Программы партнерства, участие в городских мероприятиях и т.д.
Стартовые и эксплуатационные расходы

Первое, что нужно сделать после заключения договора на покупку или аренду будущего фитнес-клуба, это разработать инженерный и дизайн-проект помещения. Экономить на этом не стоит, переделка в будущем безграмотно спроектированной вентиляционной системы, обойдется гораздо дороже. Цена на такие работы стартует от 30 000 рублей и не имеет верхнего предела. Цена зависит от размера населенного пункта, квалификации проектировщика и дизайнера и уровня конкуренции.

Далее следует ремонт. В наше нестабильное время цена на ремонт напрямую зависит от курса доллара и цен на стройматериалы. Бюджетный можно сделать за 7000 руб./м². Так, на ремонт помещения в 400 м² уйдет около 3 000 000 рублей.

Оснащение зала – наиболее затратная часть стартовых расходов. Минимальный набор оборудования и тренажеров стоит в районе 4 000 000 рублей. На оборудование и мебель, административные расходы, а также закупку мебели уйдет от 1 000 000 рублей.

Эксплуатационные расходы, такие как фонд оплаты труда, затраты на маркетинг и рекламу, хозяйственные расходы заберут еще полмиллиона.

Таким образом, затраты на открытие среднего по площади фитнес-клуба в жилом районе стартуют от 8 500 000 рублей.

Сколько можно заработать
Выручка и прибыль зависят от места расположения и площади помещения, оснащения, платежеспособности целевой аудитории, наличия дополнительных услуг, политической обстановки и курса валют.

Если брать для примера средний фитнес-зал в 400 квадратов с базовым набором тренажеров, тренеров и дополнительными услугами в виде массажа, солярия и магазина спортпита, то, при правильной маркетинговой стратегии, прибыль за 5 лет составит более 15 миллионов рублей. Согласно расчетам, такой проект окупит себя уже за 2 года. Но, жизнь часто вносит коррективы, поэтому срок окупаемости подобного проекта обозначают промежутком от 2 до 8 лет.

Спорт — многообещающая ниша бизнеса. Даже несмотря на ковидные ограничения, популярность и прибыльность клубов растет с каждым годом. И, что приятно, эта тенденция будет сохраняться ближайшее десятилетие. Бизнес-идея фитнес-центра — это выгодный жизнеспособный проект, который принесет пользу клиентам и прибыль владельцу.

Вопрос-ответ
Какой формат фитнес-клуба является наиболее перспективным в России сегодня?
Население нуждается в фитнес-клубах среднего ценового сегмента «у дома». Эта ниша практически свободна и очень перспективна на сегодняшний день. Людям удобно заходить в зал по дороге с работы домой и не тратить много времени и денег на фитнес-центр премиум-сегмента. Поэтому фитнес-клубы в спальных районах являются перспективной нишей для бизнеса.
Сколько можно заработать, открыв фитнес-центр? Как быстро окупятся вложения?
В зависимости от текущей политической и экономической ситуации, платежеспособности целевой аудитории и размеров населенного пункта, стартовые затраты на открытие спортивного клуба окупаются за срок от 2 до 8 лет. В текущий период при открытии фитнес-пространства формата «у дома», проект вполне можно окупить за 2-3 года, получив прибыль за 5 лет до 15 млн руб. (при вложении на открытие до 9 млн руб.).
Как организовать маркетинговое продвижение фитнес-центра на первых порах?
Начинать продвижение фитнес-центра необходимо еще до его открытия. Хорошо работает предпродажа клубных карт на долгий срок, например, на год. Вырученные средства от продаж до открытия могут покрыть многие стартовые издержки. После открытия хорошо «заходят» акции из серии «приведи друга и получи скидку», а также партнерство с компаниями из смежных ниш – магазинами спортпита, спорттоваров, салонами красоты.
Как заработать на фитнесе в России?