Подбирая концепцию клубу, отталкиваетесь от потенциальных клиентов, на которых вы рассчитываете. Приведём 3 беспроигрышных примера, которые уже сверхмодные и будут на пике популярности ещё не одно десятилетие:
Это студии небольшого размера, в которых проводятся занятия по некоторым направлениям: растяжка, сайклинг, йога, гимнастика на полотнах и прочее. Посещают преимущественно слабый пол. Подобная бизнес-идея спортклуба подойдёт, если у вас ограничен стартовый капитал. Поскольку затраты будут минимальными: понадобится небольшое количество инвентаря и обслуживающего персонала. Особенно это приемлемый вариант для неопытных бизнесменов.
Тут понадобится побольше вложений. Если в планах иметь многоэтажный фитнес-клуб с сауной, бассейном, с разнообразными направлениями и солидным штатом, воспользуйтесь франшизой. Благодаря прославленности федеральной сети, у вас не будет головной боли относительно поиска целевой аудитории. И, к тому же, вы будете иметь на руках детальную инструкцию как работать, которая исключает отрицательный финансовый итог для франчайзи.
В индустрии фитнеса эта наиболее свободная ниша. Аналитика и всевозможные исследования показали, что в регионах люди предпочитают спортивные заведения недалеко от дома. Они за экономию, не хотят тратиться на дорогу, а также своё время на дорогостоящий клуб в центре города либо в его окрестностях. Следовательно, центры среднего эконом-класса в спальных районах являются наилучшим вариантом для создания бизнеса.
Спортивный образ жизни в России сильно популярен с начала 2010-х годов. Однако по сей день эта ниша фитнеса и спорта в бизнесе многообещающая. К примеру, в Соединённых Штатах любят тренироваться 40% населения, в нашей же стране пока только 3%! В городах с населением в несколько миллионов людей этот процент составляет 10%, в регионах — 1,5-2%. Даже с учётом глобального кризиса востребованность ЗОЖ и фитнеса с каждым днём растёт. То есть в этом сегменте есть потенциал бизнеса.
Индустрия спортивного образа жизни развивается, но в бизнес- и премиум-сегменте. Согласно исследованиям, соотношение фитнес-клубов высокого, среднего и эконом-классов выглядит так: 60/28/12. В небольших новых клубах эконом-класса и нуждаются люди, в небольших населенных пунктах.
Преимущества небольшого спортивного клуба для бизнесмена:
Если помещение под клуб уже имеется, то концепцию продиктует оно: в зависимости от размера и расположения будущего клуба зависит и целевая аудитория и концепция заведения.
Если же концепция строится с нуля, то стоит оттолкнуться от потребностей аудитории, а это, как отмечено выше, небольшие фитнес-студии среднего ценового сегмента, расположенные в жилых кварталах, в пешей и финансовой доступности. Открыть эконом-клуб сравнительно недорого, а вложения окупятся быстрее.
Выбор и зонирование помещения — первостепенная задача. На аренду помещения пойдет львиная доля регулярных расходов, а значит, стоит так тщательно продумать планировку помещения, чтобы каждый квадратный метр приносил прибыль. И при этом нужно еще не забывать о комфорте посетителей.
Планировать пространство нужно также крайне тщательно. Недопустимо, чтобы человек из раздевалки в душ бежал через зал или, того хуже, вестибюль.
Первое правило сервиса: посетителям должно быть уютно и комфортно. Для этого необязательно закупать дорогие расходники, достаточно грамотно и логично зонировать помещение.
Тренажеры — то, зачем идут клиенты в зал. Снаряды обязаны быть в достаточном количестве и приемлемого качества. Пёстрое разнообразие ни к чему, для начала можно обзавестись базовым комплектом:
После расположения рядом с домом, первое, что привлекает и заставляет вернуться клиента — это тренер. Поэтому подбор персонала — первостепенная задача, персонал это живое преимущество фитнес-клуба перед конкурентами.
Помимо тренеров, минимальный набор сотрудников включает в себя управляющего, администратора, менеджера по рекламе, охранника и уборщицу. Иногда владельцы небольших бизнесов исполняют роль управляющего самостоятельно. Но не стоит пытаться сделать всю работу самому — нельзя быть и управляющим, и администратором, в свободное время исполняя обязанности менеджера по рекламе. Сэкономить средства таким образом не получится, потому что все три сферы будут проседать.
В первую очередь, для организации спортивного клуба необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица. Пройти регистрацию можно в региональном отделении Федеральной налоговой службы или через государственные сервисы, например, центры «Мой бизнес» или многофункциональные центры, которые также представлены в субъектах РФ.
Далее, для получения разрешений на работу, следует заключить договор на покупку или аренду помещения, т.к. без справки контролирующих органов о том, что зал соответствует нормам, продолжить работу не получится.
В ряде регионов нужно разрешение для установки наружной рекламы и вывески на фасаде, их выдают в комитете по градостроительству, отделе архитектуры администрации или другом контролирующем органе.
Также понадобятся бухгалтерские, кадровые бумаги, доки для уголка потребителя. К тому же не стоит забывать, что персонал, контактирующий с посетителями, должен иметь медицинские книжки.
Актуальный список необходимых справок можно запросить у контролирующих служб, т.к. в регионах могут быть различия. Подготовить пакет можно самостоятельно или обратиться в компании, специализирующиеся на этом.
Сильный инструмент маркетинга в фитнесе — незапятнанная репутация, работать над которой стоит начать еще до начала открытия клуба. В этом случае работают предпродажи клиентских карт. Несмотря на то, что карты продаются со скидкой, такие акции помогают окупить стартовые затраты.
Стратегия продвижения уже работающего фитнес-заведения строится на трех китах:
Первое, что нужно сделать после заключения договора на покупку или аренду будущего фитнес-клуба, это разработать инженерный и дизайн-проект помещения. Экономить на этом не стоит, переделка в будущем безграмотно спроектированной вентиляционной системы, обойдется гораздо дороже. Цена на такие работы стартует от 30 000 рублей и не имеет верхнего предела. Цена зависит от размера населенного пункта, квалификации проектировщика и дизайнера и уровня конкуренции.
Далее следует ремонт. В наше нестабильное время цена на ремонт напрямую зависит от курса доллара и цен на стройматериалы. Бюджетный можно сделать за 7000 руб./м². Так, на ремонт помещения в 400 м² уйдет около 3 000 000 рублей.
Оснащение зала – наиболее затратная часть стартовых расходов. Минимальный набор оборудования и тренажеров стоит в районе 4 000 000 рублей. На оборудование и мебель, административные расходы, а также закупку мебели уйдет от 1 000 000 рублей.
Эксплуатационные расходы, такие как фонд оплаты труда, затраты на маркетинг и рекламу, хозяйственные расходы заберут еще полмиллиона.
Таким образом, затраты на открытие среднего по площади фитнес-клуба в жилом районе стартуют от 8 500 000 рублей.
Если брать для примера средний фитнес-зал в 400 квадратов с базовым набором тренажеров, тренеров и дополнительными услугами в виде массажа, солярия и магазина спортпита, то, при правильной маркетинговой стратегии, прибыль за 5 лет составит более 15 миллионов рублей. Согласно расчетам, такой проект окупит себя уже за 2 года. Но, жизнь часто вносит коррективы, поэтому срок окупаемости подобного проекта обозначают промежутком от 2 до 8 лет.
Спорт — многообещающая ниша бизнеса. Даже несмотря на ковидные ограничения, популярность и прибыльность клубов растет с каждым годом. И, что приятно, эта тенденция будет сохраняться ближайшее десятилетие. Бизнес-идея фитнес-центра — это выгодный жизнеспособный проект, который принесет пользу клиентам и прибыль владельцу.