Главная Обучение
Расписание и цены Бизнес О компании Контакты Личный кабинет
г. Москва, ул. Шоссе Энтузиастов, д. 56, стр. 44, этаж 10

Управление фитнес-клубом

Управление, как самостоятельный вид деятельности, влияет на успех организации фитнес-клуба. К тому же грамотное управление поддерживает здоровую атмосферу в коллективе, повышает качество сервиса.
Кабаев Руслан Сергеевич
Генеральный директор компании StartFit. Преподаватель бодибилдинга (практика) в колледже Б.Вейдера. Фитнес директор сети клубов “Зебра”, “Спортив”, “Паллада”. Бизнес-консультант. Эксперт национального фитнес сообщества FIT HIT Company
Экспертное мнение
Организация фитнес-клуба требует серьёзного подхода. Вся тяжесть ответственности за принятие решения возлагается на его руководство, которое должно грамотно рассчитывать на свои силы и свои возможности, иметь гибкие адаптивные методы управления. Только при эффективном управлении фитнес-клуб может достичь высоких финансовых показателей и повысить свой имидж среди населения.
Руслан Кабаев, Генеральный директор компании StartFit
Принципы управления фитнес-клубом

Управление, как самостоятельный вид деятельности, влияет на успех организации фитнес-клуба. К тому же грамотное управление поддерживает здоровую атмосферу в коллективе, повышает качество сервиса. Исходя из миссии и поставленных целей организации, специфика управления фитнес-клубом заключается в правильном распределении сил и средств, организации маркетинговых мероприятий, подборе персонала. Иными словами, совершенствование системы управления фитнес-клуба реализуются за счёт планирования, организации, мотивации и контроля.

Принципы руководства клубом не отличаются от общих принципов, применимых к другим видам управленческой деятельности. К ним относятся:

  • эффективность, как достижение сформированных целей с минимальными затратами ресурсов в кратчайшие сроки;
  • системность — приведение в согласованное взаимодействие частей системы;
  • научная обоснованность, где подразумевается, что управленческие действия осуществляются на базе применения научных подходов и методов;
  • разделение труда, где обязанности регламентируются за счёт разработки стандартов, нормативов и правил, тем самым разделять работу на упрощённые операции;
  • конкуренции, где используется соревновательное начало в поисках эффективных методов развития;
  • стимулирования — совмещение стимулов материального и морального характера, влияющих на мотивацию человека.

Перечень принципов неисчерпывающий, изменяется в зависимости от программ управления фитнес-клубом или воздействия факторов внешней среды.

Анализ маркетинговой деятельности

Осуществлять маркетинговую деятельность финтес-клуба, значит следовать главному направлению, которое гарантирует процветание организации. Это связано с тем, что цель фитнес-индустрии — стабильный рост объёма продаж услуг, поиск и привлечение целевой аудитории. Для работы в сфере маркетинга важно использовать проверенные маркетинговые инструменты, которые помогут проанализировать ситуацию на рынке и спрогнозировать результаты применения. Для этого используют инструмент — концепция 4Р (Product, Price, Place, Promotion). Если расшифровать, то это:

  • продукт или услуга, представляющая собой доступ к тренажерному залу, спортивному оборудованию и профессиональным инструкторам. Улучшить этот продукт можно за счёт расширения ассортимента занятий и спортивных дисциплин, обновления тренажёров;
  • цена — важнейший стратегический элемент, необходимый в борьбе с конкурентами и являющийся средством для привлечения клиентов. Имея гибкую ценовую политику, легко преодолеть такой негативный фактор, как спад спроса на услуги фитнеса во время сезонности, которая плавает весной, осенью и зимой, а летом падает;
  • сбыт, через каналы распределения услуг. Речь идёт о розничной торговле абонементами и клубными карточками. За счёт механизмов стимулирования сбыта, таких как реклама, PR, а также личных продаж легко достичь положительного результата, наладив постоянный приток клиентов;
  • продвижение, доведение информации о достоинствах услуги до потенциальных потребителей, тем самым формируя у них желания воспользоваться ею. Для этого используются такие методы, как реклама в сети Интернет, через соцсети, наружная реклама, выставки и презентации.

Оценка финансового потенциала

Финансовый потенциал организации базируется на таких показателях как платёжеспособность и ликвидность. Расчёт этих показателей помогают понять, способна ли организация отвечать по текущим обязательствам, а также спрогнозировать финансовую работу предприятия. Эти понятия тесно связаны с бухгалтерией, которая рассчитывает баланс организации.

ВАЖНО. Ликвидность баланса строится за счёт соотношения активов к пассивам организации. Показатель ликвидности равный или превышающий значение 1, говорит о том, что есть вероятность быстро превратить имущество в денежный эквивалент, без критических потерь разницы цен.

Оценка платёжеспособности определяет текущую платёжеспособность, где деньги и краткосрочные финансовые вложения соотносятся со срочными кредиторскими задолженностями и ссудами, не погашенными в срок. Рассчитывая коэффициенты ликвидности, увидим финансовый потенциал организации, проведя оценку, определим, помогла ли проведённая финансовая политика развитию.

Организационная структура и управление персоналом клуба

Организационная структура считается неотъемлемым звеном функции управления, от которой зависит эффективность работы фитнес-клуба. Структура организации закрепляет горизонтальное и вертикальное разделение труда, взаимосвязь и расстановку персонала. Наилучшая структура — та, которая помогает осуществлять оперативное управление фитнес-клубом, поддерживает взаимодействие с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределяет, направляет усилия работников для удовлетворения потребностей клиентов.

В структуре управления фитнес-клубом различают функциональные и линейные отношения. Линейные отношения строятся на подчинении рядовых сотрудников руководителю.

Функциональные — это отношения специалиста, на которого возложена некая функция, не выходящая за пределы преследуемых организацией целей. Аппарат специалистов помогает разгрузить центрального руководителя, который благодаря этому, делегирует часть собственных полномочий. Это улучшает качество управления, но усложняет ряд функциональных связей, то есть подчинённые путаются в вопросах согласования решений и очерёдности их выполнения. Управляющий отвечает за координацию этих действий.

ВАЖНО. Функциональная структура подходит для небольших организаций.

Выделяют ещё штабную структуру или по-другому она называется линейно-функциональная. В ней линейные связи подчинения дополнены функциональными обязанностями. Не беря в учёт устойчивость подобного управления, у неё имеются минусы: разногласия между сотрудниками различных частей структуры и замедленная быстрота реакции на изменения внешней среды.

В крупных компаниях применяются дивизионная и матричная структура. В спортивной сфере их не используют. Управление работниками фитнес-центра происходит исходя из организационной структуры. Аудитория и количество непосредственно зависит от размера заведения и поставленных владельцем задач. Руководитель спортзала собирает кадры, проводит установку взаимоотношения между персоналом, распределяет обязанности и права. Применяя этот механизм управления в качестве мотивации, побуждения сотрудников к выполнению личных целей и тех, что связаны с процветанием клуба. То есть стимуляция персонала происходит благодаря пониманию потребностей, ожиданий и далее их удовлетворения в той мере, что будет для них приемлема. Обычно это материальная мотивация в виде подарков, премий, а также моральная: почётная грамота, внеочередной отпуск и т.д.

Управление работниками не даст положительного итога, если не задействовать механизм руководства — контроль, который помогает получить верную оценку происходящему. С учётом всего этого можно своевременно скорректировать действия, приводящие к отрицательным результатам. Также, благодаря контролю, можно собрать положительный опыт применения каких-либо способов руководства и сопоставить полученные последствия с запланированными. Контролирование состоит из следующих шагов:

  1. Наблюдение, включая такой метод, как видеонаблюдение.
  2. Сбор сведений и проверка их на достоверность.
  3. Учёт и анализирование полученной информации.
  4. Принятие предупредительных мер, которые будут направлены на превенцию отрицательных итогов либо их минимизацию.
ВНИМАНИЕ. При развитой структуре, некоторые функции управления персоналом можно поручить промежуточным руководителям среднего звена или опытным менеджерам.

Технологии менеджмента

Технологии менеджмента отвечают за преобразование ресурсов, будь то людские, денежные или информационные, в продукт или услуги. Он выстраивается в технологическую цепочку приёмов и методов управления, направленных к рациональному достижению целей фитнес-клуба.

Классификаций технологий имеется множество, но основные — это ресурсный подход и целевой подход. Ресурсный предполагает разделение технологий в зависимости от задействованных в них ресурсах. К ним относятся:

  • поведенческие технологии, где главным ресурсом выступают люди. Они включают решения, связанные с набором, аттестацией, мотивацией и расстановкой персонала в организации;
  • финансовые технологии, направленные на проведение денежных операций, связанных с расходованием или приумножением денежных средств;
  • производственные технологии, касающиеся приобретения и обновления расходных материалов и оборудования, в том числе обновления тренажёров;
  • информационные технологии, связанные с обработкой, учётом и распределением информации, затрагивающей работу фитнес-клуба.

При целевом подходе усилия направлены на решение приоритетных задач, связанных со стратегическим планированием и маркетинговым управлением. Стратегическое планирование как комплексный процесс рисует в перспективе будущее состояние фитнес-клуба и формирует вопросы, необходимые для достижения положительного образа. Маркетинговое управление призвано достичь целей за счёт полной сфокусированности на потребителе, удовлетворении его потребностей и нужд и, как следствие, повышение конкурентоспособности организации.

Стратегический анализ внешней среды организации

Внешняя среда окружает любую организацию. Перед тем как открывать фитнес-клуб, необходимо провести стратегический анализ внешней среды. Без него сложно рассчитывать на благоприятное ведение бизнеса, так как внешняя среда непосредственно влияет на все сферы внутреннего управления фитнес-клуба. Существуют факторы прямого и косвенного воздействия. К первым относятся банки, поставщики, потребители, конкуренты, государственные организации. К косвенным относятся политическая ситуация, экономика, правовые, социально-культурные факторы, колебания рынка труда, прогресс.

Чтобы иметь представление и ориентироваться в происходящем, нужно разработать стратегию и укрепить позиции перед конкурентами, для этого составляют стратегический анализ — SWOT.

СПРАВКА. SWOT — аббревиатура, состоит из первых букв английских слов — Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats призвана выявить сильные и слабые стороны в деятельности организации, устранить угрозы и определить возможности, построить взаимосвязи между ними.

Субъективный характер и плохая адаптация к динамике внешней среды, SWOT-анализ помогает оценить в текущий момент положение компании на рынке и определить его пути развития.

Конкурентные преимущества

Невозможно обладать конкурентными преимуществами, не зная возможностей своих конкурентов. SWOT-анализ помогает узнать свои сильные и слабые стороны, но неплохо было бы иметь результаты конкурирующих фирм. Это позволит выделиться среди конкурентов в лучшую сторону. Для этого проводят разведку рынка услуг на территории оперативного обслуживания, постоянно общаются со своими клиентами, посетителями других фитнес-клубов. От них узнают о нововведениях, акциях, мероприятиях. Полученную информацию следует анализировать и в дальнейшем принимать решения, направленные на улучшение организации. Одним из главным инструментов является правильная ценовая политика, система акций и скидок постоянным клиентам, расширенный ассортимент услуг для посетителей. Наличие более квалифицированных и известных фитнес тренеров также выгодно скажется на улучшении имиджа организации и может стать определяющим фактором перехода клиентов от ваших конкурентов к вам в клуб. Повышение комфорта посетителей, качество предоставляемых услуг, станут несомненными преимуществами, которые выделит ваш фитнес-центр на фоне других, более невзрачных конкурентов в фитнес-индустрии.

Вопрос-ответ
В чём заключаются принципы управления фитнес-клубом?
Принципы управления формируются исходя из программы фитнес-клуба и факторов окружающей внешней среды. К ним относятся эффективность управления, научное обоснование, разделение труда между работниками и руководством, системность, конкуренция на основе соревновательных начал, стимулирование, как механизм влияния на мотивацию отдельного человека.
Какой инструмент маркетингового исследования более чётко анализирует рыночную ситуацию?
В качестве инструмента маркетингового исследования выступает концепция 4Р (product, price, place, promotion), что в переводе означает продукт (услуги), преобразование которой происходит за счёт расширения ассортимента услуг; цена, как средства привлечения клиентов; сбыт через места продаж и продвижение через рекламу, выставки и презентации.
По каким критериям происходит разделение технологии менеджмента?
Технологии менеджмента разделяются по целевому и ресурсному подходу. Ресурсные образуются в зависимости от задействованных ресурсов и делятся на поведенческие, информационные, финансовые и производственные технологии. Технологии целевого подхода нацелены на решение основных задач, связанных непосредственно со стратегией планирования и управления маркетингом.
Эффективное управление фитнес клубом в современных реалиях